Город мастеров. Часть V. Снова костёл доминиканского монастыря

Своды собора

Когда мы вернулись в костёл Святого Духа, проповедь уже подходила к концу. Она шла по-польски, так как костёл принадлежит католической польскоговорящей общине Вильнюса.

Не желая выделяться, мы вставали вместе со всеми на колени, пожимали руки ближним своим, и нам это нравилось. Какой такой «призрак Римской империи»? Разве не мы были призраками со своим праздным любопытством и жаждой острых ощушений. Ведь мы пришли сюда, предле всего надеясь попасть в знаменитые двухъярусные подземелья доминиканского монастыря, в которых сохранилось много человеческих останков.

В 1501 году рядом с костёлом монахи построили монастырь. Окончательно не установлено, к какому периоду относятся его подземелья и когда были погребены в них эти люди. Известно, что тут лежат матери, прижавшие к своей груди младенцев (позже было выяснено, что трупы детей были положены монахами к трупам совершенно чужих женщин); возле них — трупы воинов наполеоновской армии; рядом с феодалами — крепостные.

Конечно, многие погребённые здесь были жертвами войн и эпидемий, свирепствовавших в XVII-XVIII веках. Часть покойников — люди, погибшие во время наполеоновского нашествия в 1812 году. Французы устроили в монастыре лазарет. Трупы умерших солдат, по всей вероятности, сносили в подземелья. Место здесь очень сухое, и поэтому останки людей подверглись естественной мумификации. С 1849 года подземелья были замурованы и много лет посещать их не разрешалось.

В 1807 году по приказу царя здание монастыря было превращено в тюрьму, в которую сажали всех вольнодумцев, недовольных царским режимом, и патриотов, ратовавших за независимость Литвы.

Статуи евангелистов

Но перенесёмся в храм. От проповеди, усиленной акустическими колонками, лица верующих были наполнены неземной благодатью. Спрашивать у них как пройти на «аттракцион» с покойничками было неудобно. Только на выходе, узрев наконец картину Смерти, парящей в красной мгле на фоне разрушений, и рядом с ней сильно пострадавшие от времени и непогоды неясные и поэтому ещё более жуткие изображения Чумы, мы осмелилсь полюбопытствовать. Оказывается, для посещения катакомб нынче нужно добыть особое разрешение.

Фотографировать также было сложно, так как костёл был переполнен, и освобождался он очень медленно. В спешке я использовала всю оставшуюся плёнку. Опять метаться по «Новому Иерусалиму», светившему седьмой день воскресенье, чтобы только ею разжиться — зря тратить время, которого и так в обрез. Эх, сюда бы специальную оптику, чтобы заснять таинственные медальоны в живописных барочных треугольниках на сводах храма!

Магдалина — апостол

Я сосредоточилась на алтаре Марии Магдалины. На верхнем всем без слов понятном изображении она была традиционно представлена кающейся блудницей в небрежных до неприличия одеждах. А на центральном как рыжеволосая Княгиня Церкви, Апостол её апостолов.

Правая статуя алтаря изображала скромно одетую молодую женщину, красивую столь благородной красотой, что оценить её смогут лишь поколения рыцарей. Башня у её ног намекает на значение имени Магдала. Буквально это слово и означает «башня», а как эпитет употребляется в значении «возвышенная», «великолепная». Имя Магдалины связывают с пророчеством из Ветхого Завета: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! К тебе придёт и возвратится прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима!»

Она держит небольшой кувшин, одета в современное её пигмалиону очень скромное платье, но на голове её корона в форме лилии — намёк на благородство происхождения? Но допустим, стиль головного убора по времени должен соответствовать стилю платья. Что же должно тогда украшать голову Магдалины, если её нарядить в древние одежды? Корона превращается… превращается… в башню, которую носили на голове богини и жрицы древних культов плодородия.

Вторая скульптура почти идентична. Сосудики в руках статуй напоминают о той Марии, что омыла ноги Иисусу и отёрла их своими распущенными волосами, и той Марии, что помазала его на царство маслом из кувшинчика, то есть о том, что женщины следовали за Иисусом, поддерживая его миссию материально и принимая полноправное участие в апостольских деяниях.

Алтарь Марии Магдалины
Статуя Марии Магдалины

По тем временам для иудеев это было явлением революционного масштаба, о чём свидетельствует Евангелие от Фомы: «Симон Пётр сказал им: «Пусть Мария оставит нас, ибо женщины не достойны жизни». Иисус сказал: «Я сам поведу её, чтобы она могла стать живым духом, подобным вам, мужчины. Ибо каждая женщина, которая сделает себя мужчиной, войдёт в Царство Небесное».

Иисус

Вряд ли сохранились секреты, способные потрясти нынешний мир до основания. Наивно думать, что существует в природе такое доминиканское владение, где «мастера украшена рукой, под звёздами нашла она покой». Но почему в церковном искусстве столько раз воплощалась идея особой миссии, духовности, чуть ли не божественности Магдалины, при этом традиционный культовый образ Бога низводился до нарядного символа божественной геометрии и уходил в тень, когда по логике вещей кем бы ни был исторический Иисус, Магдалина всегда вторичней?

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.