Город мастеров. Часть III. Костёл доминиканского монастыря, или костёл Святого Духа

Мы шли к доминиканскому монастырю по непрямой улице Траку — когда-то здесь начиналась дорога, ведущая в Тракай. Улица пошла вверх, огибая здание монастыря, скрывавшее искомый костёл Святого Духа. Мы дошли до середины следующей улицы, обернулись — так и есть, чуть не проскочили: священнослужитель в полном облачении присел у входа на солнышке, ожидая паству на утреннюю мессу — словно призрак поздней Римской империи.

Первая деревянная церковь стояла на этом месте ещё во времена правления Великого князя Гедиминаса в XIII веке. Костёл Святого Духа был сооружён в 1408 году, в 1501 передан в распоряжение монахов старейшего ордена в Литве — доминиканского, с этого времени неоднократно перестираивался. «Герметическое» же, однако, название у церкви, принадлежащего тому самому ордену, всё могущество которого было основано на особых задачах по искоренению ереси, возложенных на него Престолом святого Петра! Интерьер костёла раскрывает подлинный смысл его названия.

Свой современный облик в стиле рококо приобрёл в XVIII веке, когда в результате пожара его внутреннее убранство пришлось создавать заново. Интерьер костёла богато украшен множеством рельефов, скульптур, фресок, изделий из дерева и металлических орнаментов. Здание увенчано величественным куполом высотой 51 м, который также расписан фресками. Со всем интерьером гармонируют хоры, где на «перевёрнутых» колоннах покоится единственный подлинный орган XVIII века, сохранившийся в Литве.

Начиная с готического периода, геометрия божественного в архитектуре и архитектурных украшениях шла рука об руку с изобразительным искусством, являясь неотъемлемой частью христианских церквей.

Алтарь слева от входа
Детали интерьера

Внутреннее убранство великолепно. Отделанные мрамором алтари гармонируют с церковной кафедрой и исповедальнями, но если присмотреться повнимательнее, в убранстве есть некоторые контрасты, возможно задуманные специально. Очевидно рассредоточение религиозных сюжетов из Нового Завета, их смешение с изображениями средневековых религиозных деятелей (выделяется изображение св.Доминика) и, наоборот, в некоторых местах, выбранных явно не случайно, наблюдается определённая сюжетная концентрация, усиленная как световыми эффектами, так и символикой геометрии внутренней планировки.

Детали правого нефа
Интерьер собора

Например, алтарь Марии Магдалины — единственный, про который в зависимости от понимания контекста Евангелия можно сказать, что он в целом посвящён и только одной этой святой, и всем Мариям Евангелия, и всем женщинам, сопровождавшим Иисуса. Он возвеличивает божественную мудрость Софию, воплотившуюся в начале нашей эры в падшем творении бога Марии Магдалине, через вознесение которой должно быть спасено человечество. Богатая и знатная Мария Магдалина вряд ли была шлюхой. Блудницей её могли окрестить за отступничество от общепринятой линии иудаизма, к тому же её представление в виде блудницы могло иметь целью продемонстрировать глубину падения божественного первоисточника, когда он участвует в акте творения.

Иисус

Алтарь находится в центре левого нефа, лучше всего освещён дневным светом и привлекает на себя больше внимания, чем главный предмет христианского культа — скромное Распятие, к тому же закрытое большой люстрой относительно паствы, находящейся под куполом храма.

Своды нефов расписаны богато разукрашенными треугольными орнаментами, внутри которых в небольших медальонах выписаны сцены-символы из Ветхого Завета, напоминающие о каком-либо месте Священного Писания, носящего назидательный характер. Свод купола украшает многофигурная композиция «Апофеоз Святого Духа».

Несмотря на разнообразие тематики, повсюду ощущается радостное настроение, которым проникнуто творчество художников. Они как бы стремились показать, что всё, что существует в природе или создано человеческой фантазией, обладает ценнностью и своеобразной красотой. Пронизано Духом Святым, «женской» творческой субстанцией Господа. Высокий сферический купол как венчает правильный воздушный куб, но всё вместе это является центром креста..

Желая подчеркнуть жизненное начало и радостное настроение, они противопоставляют им символы смерти — жуткие фрески встретили нас на левой стороне прохода, но мы сначала не обратили на них внимания — вход в костёл был справа в самом конце «галереи». Такой контраст был характерен для периода барокко.

Как только мы вошли в костёл Святого Духа и узрели всю эту красоту, то согласились, что даже если пропажу нам не вернут, мы съездили сюда не зря.

Верующие только начинали подходить, но мы уже почуствовали себя праздношатающимися чужаками. С трудом оторвались от созерцания, чтобы наведаться во вчерашнее кафе. Забытое оказалось в целости и сохранности, и все, кому потом мы ни рассказывали про этот случай, удивлялись, что сумку нам вернули. Хотя что тут удивительного — честные люди в Литве не редкость, а жизненная норма.

От радости муж поехал в ближайшую православную церковь. Он поставил свечку и стал молиться от всей души. Фотографировать здесь ему даже в голову не пришло.

Путешествия Нового Геродота © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.