Дом № 12 по улице Иудеев — это практически моя мечта. Да и как, если не мечтой, можно назвать небольшой дом, где комнаты перетекают друг в друга, в патио, снова друг в друга, не нарушая общей гармонии. Где много зелени и старой дребедени. Где радушие отдельного гостевого и уют отдельного личного пространств не мешают друг другу. Одно но — это мусульманский дом. Дом андалузца 12-го века.
Этот музей-немузей открылся в 1997 году, когда архитектор Артуро Рамирес Лагуна закончил реставрацию сильно разрушенного дома, превратив его в жилой уголок старой мавританской Андалусии.
Это крайне простой в плане дом, но не совсем просто объяснить этот план, что называется, «на пальцах». Попробуем оглядеться, ориентируясь по фотографиям и моим словам.
Воспользуюсь чужой фотографией из недр интернета, чтобы показать улочку Иудеев и вход в Каса Андалуси.
За дверью нас ждем маленькая комнатка, где теперь сидит барышня, продающая билеты и всякие сувениры мавританской Испании — от посуды и украшений до музыки. Из этой комнаты есть два выхода, кроме как на улицу, — в патио и в комнату с книгами, музыкой, посудой, одеждой на продажу.
Пройдем во дворик.
На фотографии видна комнатушка с барышней и дверь наружу, на калле Худеос. Зелень в патио исключительно горшковая, но климат Испании позволяет вот так легко относиться к «комнатным растениям» — просто выстави их во двор и пусти по стене, можно еще и на стену горшки повесить, только заросли гуще будут.
Тут же, в центре патио, фонтанчик. Непривычный для нас — маленький, с тонкой невысокой струйкой воды, чтоб журчал и только.
Справа от входа в патио — колодец с традиционной для Андалусии закраиной.
Прямо от закраины колодца под балконом можно было пройти в мааахонькую комнатушку со старой керамикой, а оттуда в комнату сувениров, что доступна из прихожей с девушкой-билетером.
И мы вновь в патио. Напротив входа во двор с улицы — вход под портик-балкон второго этажа в одну из комнат и подвал.
Правее — лестница на второй этаж, еще правее — снова комнаты под балконом (вместе с той каморкой, через которую можно вернуться в прихожую).
Первый этаж доступен для посетителей, это территория частично гостей, частично различных занятий хозяев дома. Второй этаж — исключительно личное пространство, туристам тоже недоступное.
Заглянем в подвал.
Главное, не сломать шею на узкой лесенке. Ту комнату, что находится слева от подвала, оставим на сладкое, а пока пройдем направо — в комнаты под балконом.
Как говорится, «те же яйца, только сбоку» — справа проход в патио.
Помимо мавританских предметов в доме есть некоторое количество античной керамики — находки при реставрации — и несколько античных же мозаик.
Это вся «комната» целиком. Дверной проем впереди ведет нас во второй дворик. Хотя не уверена, что узкий коридор под открытым небом правильно называть двориком.
И снова фонтанчик с чашей — непременный атрибут любого патио. Средиземноморский дворик без воды и растений в кадках — это не патио, а ерунда какая-то.
А вот и сам дворик-коридор.
И ведет он…
… в еще один коридор. На этот раз крытый. В левой стене сделаны две ниши. Вероятно, там были двери, но в этом нет твердой уверенности — карт, планов, проспектов или брошюр, посвященных Каса Андалуси, в моем распоряжении нет.
В нишах — старинные издания и керамика. А за углом…
… снова дворик-патио с непременным фонтанчиком.
И вот последняя комната в доме, где мы еще не побывали.
Справа — выход в центральный (первый на пути любого гостя дома) патио. А на другой стороне комнаты — макет одной из первых мануфактур по производству бумаги в западном мире.
Прощальный взгляд от двери — экскурсия закончена. Хочется верить, что я не запуталась в комнатах и не запутала вас.
(c)