Наше пребывание в Македонии подходило к концу, но мы еще не все посмотрели. Поэтому на сегодняшний день в наших планах были древний город Олинф, пещера Петралона, которую мы уже видели 2 дня назад, и столица Македонии Салоники. Кроме этого, оставался еще Дион, но туда было удобнее заехать на обратном пути в Афины.
У перешейка, соединяющего Кассандру и Халкидики, находилась древняя колония Коринфа ПотИдея, город многострадальный. Павсаний писал, что сначала афиняне, а потом и Филипп II выселяли бедняг из родного города, и только Кассандр вернул их на родину, правда, переименовав Потидею в Кассандрию.
Мы нашли указатель «Крепостные стены Потидеи», но, облазав все побережье у городка Неа-Потидея, ничего не увидели.
Поэтому наше второе македонское путешествие началось ранним солнечным утром с купания Димона в холоднющей, на мой взгляд, воде. Затем завтрак и недолгий путь в Олинф (вход EUR3).
В классический период Олинф был важнейшим городом на Халкидском полуострове. После разрушения персами в 479 г. до н.э. он был отстроен вновь по знаменитой Гипподамовой системе — аккуратные кварталы в пересечениях параллельных и перпендикулярных улиц.
Сточная труба под мощением улицы.
Это реконструкция очага.
Улочка между домами.
Авеню А, одна из крупных улиц Олинфа.
Дома, имена владельцев которых известны, отмечены специальными табличками.
Например, это дом Бакхона.
А это — Эвбулида.
Древняя олинфская ванная комната.
Опять уличный сток.
Город занимал два холма. На Северном можно познакомиться с Олинфом «второго периода». Здесь остались одни фундаменты, к тому же сильно восстановленные. Но открытые в городе мозаики считаются самыми ранними в древнем мире.
В специально отведенном месте города располагались общественные здания.
Это арсенал. Перпендикулярно к нему примыкал булевтерий (конец V в. до н.э.), фасадом выходя на Авеню B, где он имел два входа.
А сбоку от Булевтерия располагался «Фонтанный дом», построенный также в конце V в. до н.э. Здесь имелась тройная прямоугольная цистерна для хранения воды и два или три бассейна. Сюда вода поступала по трубам из источников на склонах гор Полигирос.
А на этой фотографии видны глиняные границы между сохранившимися фундаментами и восстановлением археологов.
На Южном холме для обозрения сохранились лишь остатки архаических сооружений.
Если у кого-то возник вопрос, почему Потидея была Филиппом разорена, а Олинф он прошел стороной, то я отвечу: не волнуйтесь, великий и ужасный Филипп Одноглазый и здесь постарался, Олинф был разрушен.
По холмам Олинфа мы бродили одни. Поднимаясь, встретили лишь возвращающуюся группу пожилых немцев. Зато внизу, около кафе на территории музея, за огромным столом сидело с десяток шумных греков и гречанок разного возраста. Как оказалось, это все были друзья и родственники сотрудников кафе.
По дороге к выходу из найденных саркофагов да надгробий сделана небольшая импровизированная выставка.
Был уже второй час дня, и пришла очередь пещеры Петралоны, куда мы добрались уже к двум часам.
Вот здесь, у этого щита, прекрасную асфальтированную дорогу перегораживал шлагбаум, вынуждая оставлять машину и тащиться с полкилометра под палящим солнцем.
У входа в пещеру после оплаты собирали группу — шарахаться по ней самостоятельно запрещалось. А еще запрещалась всякого рода съемка. Взамен этого предлагали 3 открытки и книжку без картинок.
По словам шепелявой экскурсоводши, рассказывавшей историю Петралоны автоматом и со страшным акцентом, пещера перевернула представления о развитии человека, существовавшие до ее открытия в 1959 году.
Собственно, поскольку я далека от антропологии, мне сложно оценить правомочность такого заявления. Но мы с удовольствием обнаружили, что помимо научного интереса, Петралона вызывает еще и эстетический восторг. К сожалению, в связи с запретом фотографий у нас мало.
Кстати, пещера, музей и ее исследования существуют за счет антрополога Ариса Пуляноса и туристов. Государство в этом аттракционе не участвует.
В конце путешествия по пещере гид все-таки поймала нас за фотографированием и строго заявила, что это запрещено. «Why?!» — моментально среагировал Димон. Она гордо промолчала, видимо, ответа на этот вопрос в ее заученном тексте не было.
После пещеры мы посетили ее музей (кости, кости, кости и муляжи) и отправились в обратный путь к машине.
Следующим и последним пунктом нашего сегодняшнего путешествия была столица Македонии — Салоники.
Город был основан в 316 г. до н.э. македонским царем Кассандром (похоже, он основал городов не меньше, чем Александр Македонский). Поскольку Кассандр был женат на сестре Александра Великого ФессалонИке, то и город он решил назвать в честь своей половины. Не знаю, почему, в русском языке Фессалоника потеряла первый слог, зато приобрела множественное число — Салоники. В Древней Руси Фессалонику называли Солунью и хорошо знали. С конца III в. город на некоторое время стал столицей Восточной Римской империи, в связи с чем император Галерий построил здесь дворец, храм в честь себя и арку имени себя.
А сейчас, по словам Пасхалиса, здесь живет 2,5 млн человек из всего 10-миллионного населения Греции (6 млн — в Афинах).
Первым, что мы решили осмотреть, был Салоникский археологический музей. Довольно быстро мы его нашли, обнаружили двери широко открытыми и зашли. Трое стоявших у единственного в большом холле стола греков равнодушно посмотрели на нас и продолжили беседу. Мы замешкались. Первым сориентировался Димон (он вообще быстрее меня соображает), посмотрев на часы и объявив: «Музей закрыт!» На наших фотографиях остался лишь двор музея.
Вид из двора музея.
Еще позавчера в Ханиоти Пасхалис сетовал на то, что главная достопримечательность Салоников, их символ — Белая Башня — закрыта. И мы решили посмотреть на нее хотя бы издали. А когда приехали на набережную, поняли, что только издали и удастся — вокруг башни велись работы по благоустройству.
Белая башня — Лефкос Пиргос — была построена в XV веке венецианцами, что, впрочем, очень заметно по архитектуре.
По карте ближе всего к Белой башне располагалась арка Галерия, туда мы и направились.
Эта триумфальная арка была построена в 297-303 гг. н.э. в честь побед римского оружия в Армении, Персии и Месопотамии.
На рельефах арки многочисленные фигуры изображают сцены пленения варварских вождей, жертвоприношений и выступление императора перед войсками.
Этими рельефами были украшены все четыре пилона арки, из которых один ныне разрушен, а еще с одного рельефы утрачены.
От арки мы добрались до агоры, Дима пошел менять деньги, а я отправилась вокруг древней площади. Хотя работать музей должен до 20.00, внутрь почему-то не пускали.
Сама агора строилась в эллинистическое и римское время. Сейчас, после раскопок, она расположена ниже уровня современного города.
На этих фотографиях видно двойную подземную стою — Криптопортик, где располагались магазины. После V в.н.э. Криптопортик был переделан в подземную цистерну.
В центре агоры находилась большая, вымощенная мрамором площадь. С двух сторон ее опоясывали мраморные же улицы-портики. Одна из них находилась как раз над Криптопортиком,
другая — перед Одеоном. Портики-улицы были выполнены в коринфском ордере. Колоннада сейчас восстанавливается. Кстати, на самой первой фотографии агоры видно, что перед Криптопортиком тоже располагалась вымощенная мрамором улица в 2,5 м шириной.
По мере того, как торговую площадь древних Салоников исследуют, некоторые здания на ней (так же, как и улицы) восстанавливают. Например, в этом сооружении прекрасно видны новые мраморные детали.
Это булевтерий, с середины II в.н.э. превращенный в Одеон на 200 мест.
В III в.н.э. Одеон вмещает уже в два раза больше зрителей. А с IV в.н.э. так и вовсе становится открытым театром.
Кстати, Салоники совсем не похожи на Афины. И сравнение между ними, на мой взгляд, решается не в пользу столицы: широкие, аккуратные улицы, много зелени, с указателями, слава богам, все в порядке. Много русскоговорящих. И главное, чего не видно в Афинах, — это играющие дети.
Время было уже вечернее (18.25), и, поскольку в нашем «Olimpic Cosma» практиковалась система all included, мы поспешили на ужин. А уже после трапезы отправились гулять по Ханиоти, покупать сувениры и прощаться с Кассандрой.
В этот день мы проехали 260 км.