Итальянская мозаика. Попаду ли в Падую…

У Падуи была альтернатива — город Ромео и Джульетты Верона, но попала я все-таки в Падую.

 

Базилика Сан-Антонио

Город известен благодаря, прежде всего, Святому Антонию. Этот популярный в XIII веке монах недолгое время жил в Падуе. После своей смерти в 1231 году он был упокоен в небольшой церкви Санта Мария Матер Домини. Впоследствии францисканцы церковь реконструировали, увеличив в размерах и переименовав в честь святого.

   

А еще Святой Антоний является покровителем детей, что отражено в его изображениях — Сан-Антонио держит на руках ребенка.

Piazza del Santo — площадь Святого

 

Гаттамелата

Перед базиликой на площади стоит 9-метровый памятник кондотьеру Эразму из Нарни, уроженцу Падуи, служившему Венецианской республике. Он имел прозвище «Гаттамелата» — «Хитрая кошка». Монумент отлит из бронзы в 1453 году скульптором Донателло по решению венецианского сената.

Сам же Гаттамелата похоронен в базилике, его могила украшена скульптурным надгробием.

Уроженец Флоренции Донателло жил в Падуе с 1443 по 1454 год. Три первых года он посвятил работе над главным алтарем базилики святого Антонио. А в 1447 году получил заказ на конную статую Гаттамелате. Подробнее о Донателло я расскажу в главе, посвященной Флоренции.

Но это я сильно забежала вперед. Вообще же туристические автобусы приезжают на площадь недалеко от Порта Санта Кроче (Ворот Святого Креста), а дальше туристы гуляют пешком.

Пройдя через Санта Кроче, первым, что увидишь, будет Прато.

 

Прато делла Валле

Прато, или просто Пра, это площадь более 88 тыс. кв. м, в центре которой находится окруженный водой остров Меммия.

Не уверена, но возможно, остров назван в честь Меммо.

Вообще эта городская «плешь» принадлежала монахам-бенедиктинцам и издавна использовалась падуанцами для праздников, представлений, церковных обрядов, выставок и ярмарок. Но с течением времени, веку к XVII, Пра запустело и даже заболотилось (поскольку находится в низине по отношению к центру города).

В XV веке Падуя попадает в зависимость от Венеции — она провозглашает свое господство над городом. И в XVI веке венецианский Совет лишает бенедиктинцев права на Пра, поскольку у тех нет средств на его содержание. Это решение стало началом новой эры Прато. Архитектор Доменико Черати превращает эту территорию в сказку.

Сначала заболоченную «плешь» осушили, прорыв аккуратный канал. В результате этих действий в центре Пра возник остров в форме эллипса, который назвали Меммия. Вот мы и вернулись к началу рассказа о Прато.

В 1775 году, когда было принято историческое решение о судьбе Пра, инспекторатом Падуи был С. Марко Андреа Меммо. Вот в его честь, как мне кажется, новорожденный остров и назвали.

Затем был построен специальный трубопровод от уже известных нам ворот Санта Кроче, чтобы в канал могла поступать вода из реки Бакильоне.

Поскольку Меммия должна была стать неким коммерческим центром с павильонами и открытыми прилавками для ярмарок и выставок, через канал перекинули четыре моста. Потом канал опоясали еще двумя кольцами — асфальта и травы — и принялись за украшение нового Прато.

По мостикам и вдоль канала с 1775 по 1838 год выстроилась целая коллекция из 78 статуй. Они запечатлели выдающихся горожан, среди которых были и Папы Римские, им даже посвящен отдельный мост — Мостик Пап.

Позднее в центре острова устроили фонтан.

Среди зданий, окружающих Прато, есть два особенных.

Особенно красивое — это Лоджия Амулеа.

Особенно величественное — это базилика Святой Джустины.

 

Базилика Святой Джустины

Церковь была построена в XVI веке и считается 9-й в мире по величине (если быть точным — длине). Интересно, какие соборы стоят в списке перед ней? Я знаю лишь 4: собор Святого Петра в Ватикане, собор Святого Павла в Лондоне, Кафедральный собор в Милане и собор Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции.

Святая Джустина, которой посвящена базилика, была одной из римских христианок. Девушка погибла в 4 в.н.э. во время гонений на новую религию.

От Прато делла Валле по via Belludi можно дойти до базилики Сан-Антонио, о которой я рассказывала в начале своего повествования. От площади Святого (piazza del Santo), где находится базилика, по улице Святого (via del Santo) мы добираемся до улицы Сан-Франческо (via San Francesco). К слову сказать, Падую называют «городом святого без имени, луга без травы и кафе без дверей». «Святой без имени» — это, конечно, Сан-Антонио, которого здесь зовут просто «святой» (что отразилось в названиях площади и улицы). «Луг без травы» — это, разумеется, Прато делла Валле. Ну, а «кафе без дверей» — это старое городское кафе Педрокки.

 

Кафе Педрокки

Кстати, если свернуть с улицы Сан-Франческо на улицу 8 Февраля (via VIII Febbraio) на Петушином перекрестке, то как раз и попадешь в кафе Педрокки.

«Кафе без дверей» открылось в 1831 году и в течение 85 лет работало круглосуточно. Отсюда и его народное название. Затем здание и прилежащую землю выкупил известный итальянский коммерсант Антонио Педрокки, решивший превратить его в своего рода культурный центр Падуи. Что ему и удалось: в кафе приходили артисты, писатели, студенты (рядом Университет) и даже деловые люди (для них был специально выделен «Белый зал»). В трехэтажном здании поместилась и кондитерская.

Само же кафе включало в себя десять залов, каждый из которых был оформлен в своем стиле, дававшем залу название. Например, «Греческий зал» был украшен фресками, «Римский» — картинами с изображениями города, а «Египетский» — статуями и урнами. А были еще «Белый» (о котором я упоминала), «Желтый», «Розовый», «Зеленый» (эти «цветные» залы занимали весь первый этаж), «Этрусский», «Бальный» и «Зал Эпохи Возрождения». Впрочем, почему «были»? Они и сейчас ждут вас в кафе Педрокки.

Сюда же, на улицу 8 Февраля выходят фасадами еще два известных здания.

 

Университет, или «Бо»

Вообще-то, «Бо» — это L’hospitium bovis, постоялый двор. А «Бо» — по-венециански «Бык». Недалеко от «Бо» находились ряды мясных лавок, и на здании появилось украшение — голова быка. Она и дала дому название.

Но сейчас «Бо» принадлежит Университету Падуи, который занимает аж целый квартал. Кстати, первая женщина в мире, получившая университетский диплом, закончила философский факультет именно этого университета. Звали ее Елена Лукреция Корнаро Пископия, и жила она в XVII веке. Захоронение ее находится в уже известной нам базилике Святой Джустины. В дальнейшем вы увидите, что в Падуе люди и здания взаимосвязаны между собой.

«Бо» — справа

А еще здесь с 1592 по 1610 годы читал лекции Галилео Галилей. Родившийся, кстати сказать, в Пизе и живший во Флоренции. Он преподавал геометрию, механику и астрономию. Помимо профессорства, Галилей написал несколько работ по динамике, трактат по механике, записки по астрономии и практически изобрел, основываясь на «голландских трубах», телескоп, который и продемонстрировал в 1609 году сенату Венеции.

Столь обширная научная деятельность самым благоприятнейшим образом сказалась на материальном положении Галилея — в 1610 году ученый был пожизненно утвержден в должности профессора Падуанского университета с освобождением от чтения лекций, и ему было назначено втрое большее жалование, чем он получал прежде.

На этом заканчивается падуанский период Галилея Галилео — он возвращается во Флоренцию ко двору Козимо II Медичи, герцога Тосканского.

 

Мэрия

Мэрия находится напротив «Бо». Сзади, образуя двор, к нему примыкают еще два здания — дворец Совета Старейшин и Суд. Мэрия построена после Первой Мировой войны, два других здания — в XIII веке (и перестроены в XVI в.). Весь комплекс зданий называется Городским Советом. И как, интересно, отвечать на вопрос, когда построен Городской Совет?

Вернемся на Петушиный перекресток. Надо бы идти вперед по улице Сан-Франческо, но сделаем все же два шага назад и посмотрим на пару зданий до улицы 8 Февраля.

 

Палаццо Цабарелла

 

Первое здание — это дворец Цабарелла. К сожалению, ни о здании, ни о владельцах я почти ничего не знаю.

Цабарелла — известный влиятельный род Падуи. К нему принадлежали два кардинала — Бартоломео и Франческо. Последний был еще и архиепископом Флоренции. А Джакомо Цабарелла сделал немало для открытия в Падуе Ботанического сада — самого старого в мире.

Трое членов семьи Цабарелла похоронены в Дуомо.

 

 

Via della Zabarella (улица Цабарелла) плавно переходит в via del Santo, по которой можно вернуться к базилике Святого Антонио.

 

Дом Данте

В этом доме в XIV веке жил Данте, на что указывает табличка на нем.

Жил вынужденно, поскольку участвовал в политической борьбе «черных» и «белых» во Флоренции и был на стороне проигравших. В то время здесь жил и работал известный художник Джотто, тоже из Флоренции.

Данте был дружен с ним. Он даже приглашал художника работать в Равенну на синьоров города. К сожалению, эти фрески не сохранились.

По-моему, этот портрет Данте написал как раз Джотто.

 

 

Джотто

Джотто не один раз жил в Падуе и работал как на духовенство и муниципалитет, так и на частных клиентов. Когда он расписывал базилику Святого Антония, ему поступил практически самый важный заказ в его жизни — частная часовня. Часовню (церковь Благовещенья) возвел один из богатейших жителей Падуи Энрико Скровеньи — сын ростовщика, упомянутого в стихах Данте (видите, как все связалось).

Капелла дель Арена (построенная на месте древнеримского амфитеатра) — не очень большая каменная часовня, построенная по проекту неизвестного архитектора. Возможно, строил ее сам Джотто, а возможно — Джованни Эремитани, о котором я скажу два слова в главе о Дворце Правосудия. Капелла служила отпевальной часовней и домовой церковью семье Скровеньи, с палаццо которой была соединена. Джотто пригласил расписывать капеллу сам Энрико Скровеньи.

Художник создал целый цикл фресок на тему жизни Девы Марии и Иисуса, покрыв ими потолок и стены капеллы в три яруса.

Бегство в Египет
Сон Иакова
Распятие

Тайная вечеря

Свободного входа в часовню нет. После последней реставрации фресок в капелле установили необходимый для их сохранности температурно-влажностный режим, который может быть нарушен большими скоплениями народа. Поэтому туристов пускают внутрь минут на 10-15, не больше.

Помимо базилики Святого Антония и часовни Скровеньи, Джотто расписывал потолок Дворца Правосудия. Однако, к сожалению, кроме фресок в часовне ничего более из творчества Джотто в Падуе не сохранилось.

К слову сказать, одной картиной Джотто владел поэт Петрарка, который тоже жил в Падуе. Но о нем позже.

А теперь все же двинемся вперед по улице Сан-Франческо. Через квартал от Петушиного перекрестка перед нами откроется площадь.

 

Площадь Трав

Днем piazza della Erbe — площадь Трав — работает как рыночная: на ней с утра расставляют массу крытых прилавков. Вечером же все торговцы сворачиваются, убирают прилавки и тележки, площадь становится пустой, и Дворец Правосудия, возвышающийся над товарным разнообразием Падуи, становится намного виднее.

Кстати, с обратной стороны Дворца Правосудия находится piazza della Frutti — площадь Фруктов.

 

Дворец Правосудия

В XIII веке падуанцы выстроили себе двухэтажный Дворец Правосудия. В начале XIV века монах-архитектор Джованни Эремитани произвел реконструкцию: надстроил здание еще на 6 метров, возвел новую крышу в форме корабельного киля, на ней добавил окон для подсветки внутреннего убранства.

Кстати, об Эремитани. Он немало перестроил в Падуе. Например, заканчивал строительство церкви, названной его именем. Там он тоже водрузил на здание крышу килеобразной формы, только из дерева. Церковь Эремитани — это своего рода гробница рода Каррарези, синьоров Падуи. Вот такие заказчики были у монаха.

Но вернемся к Дворцу Правосудия. В 1420 году он горел, и, чтобы скрыть следы пожара, была проведена новая реконструкция. Главным ее приобретением были галереи.

Внутри Дворец Правосудия расписали фресками, особенно великолепен был свод. На нем были изображены знаки гороскопа и влияние планет на человека и его деятельность. Художники, среди которых был и Джотто, разбросали по этому рукотворному небу более семи тысяч звезд. Пожар 1420 года уничтожил фрески, но город пригласил для восстановления фресок художников Стефано из Феррары и Николо Миретто, и свод был вновь расписан звездами.

К сожалению, все это великолепие так и не дошло до нас — через 300 лет, в 1756 году, сильнейший ураган практически снес крышу здания, сильно повредив фрески. Больше их восстанавливать не стали. Сейчас на огромном своде крыши Дворца нет никаких росписей.

Росписи же стен сохранились до сих пор, в верхней их части изображен подробный звездно-астрологический календарь в картинках. А под ним и между окон и дверей нанесены картины на религиозные и бытовые темы.

А еще во Дворце Правосудия можно увидеть копию коня Гаттамелаты, что стоит у базилики Святого Антония, и знаменитый Камень Бесчестия.

В XIII веке в Падуе упразднили долговую тюрьму и ввели альтернативный вариант с камнем. Неплатежеспособный должник в нижнем белье, то есть, практически нагишом, присаживался на этот камень три раза и каялся в своем бесчестии. Разумеется, перед многочисленными свидетелями. После этого мероприятия несчастный покидал город «голый», но свободный.

К слову, в средние века у Дворца Правосудия стояла красная башня с votto della cordo (аркой пыток). У башни напоказ выставлялись преступники в клетках. Вот так, за неимением других зрелищ, развлекались жители средневековой Падуи.

Пойдем дальше по via San-Francesco и свернем на via Monte-Pieta. Здесь, на площади Синьоров (piazza d. Signori), находится Адмиралтейство.

 

Адмиралтейство и башня с часами

Во времена венецианского владычества в этом военном управлении Падуи главнокомандующим, к сожалению горожан, заседал венецианец. А до прихода в Падую управляющих из Венеции в здании Адмиралтейства находилась резиденция правителя города Джакомо II Каррара. Вернее сказать, наоборот — Адмиралтейство переехало в дворцовый комплекс Каррарези.

В середине XVI века из Вероны по венецианскому приглашению приезжает архитектор Джованни Мария Фальконетто. Ему заказывают реконструкцию фасада Адмиралтейства и башни с часами XIV века (часы принадлежали дворцу Умберто II Каррара).

Архитектор меняет стрельчатую арку на триумфальную классического стиля и заменяет старые часы новыми, заодно убрав ограду палаццо. Новые часы были репродукцией старых, 1344 года. Кроме времени, часы показывали день недели и месяца, лунную фазу и текущий знак гороскопа. А вместо арабских цифр на циферблате 24 римских.

Возвращаемся по Монте-Пьета к Сан-Франческо. Отсюда два шага до piazza Duomo.

 

Кафедральный собор

На площади Дуомо (piazza d. Duomo), как следует из ее названия, стоит Кафедральный собор Падуи.

С 889 года здесь находилась небольшая церковь, которую разрушили венгры. В 1075 году на ее месте построили кафедральную церковь. К XVI веку назревает необходимость ее реконструкции, о чем принимается решение в 1547 году. Объявляется конкурс архитектурных проектов, в котором принимает участие даже Микеланджело. Но предпочтение отдается проекту Андреа из Валле и Агостино Ригетти. Строительство начинается в 1551 году, а в 1754 (несмотря на незаконченный фасад) Дуомо освящается в честь Успения.

Трехнефное пространство собора вмещает множество художественных произведений: скульптуры, бюсты, мемориальные доски, фрески, картины, саркофаги и алтари.

Здесь захоронены три члена уже известной нам семьи Цабарелла — кардиналы Франческо и Бартоломео и их родич Акиле. На места упокоений указывают три великолепных скульптурных саркофага.

Помимо прочего, в соборе находится бюст поэта Франческо Петрарки скульптора Ринальдо Ринальди. Кстати, Петрарка жил как раз за Дуомо, на улице, которая так и называется, — Dietro duomo (За собором).

 

Петрарка

В первый раз Франческо Петрарка приехал в Падую по приглашению правящей семьи Падуи Карраре. Тогда было модно приглашать поэтов ко двору.

С пятым синьором Падуи Якопо да Каррара он даже подружился и написал в его память стихотворение на латыни. Оно помещено под монументом Якопо в церкви Эремитани (строил ее тот самый монах Эремитани).

В свою очередь изображение Петрарки появилось в «Зале Гигантов (Героев)», принадлежавшем в то время к покоям Каррарезе (сейчас это филологический факультет). Художники для росписи были специально приглашены Франческо I Старшим Каррара, а идейным вдохновителем был Петрарка. Помимо этого, под влиянием Петрарки в падуанском Университете был открыт актерский факультет.

К слову, о картине Джотто «Мадонна с младенцем», принадлежавшей Петрарке. Поэт завещал, наряду с другими ценными для него вещами, полотно Франческо Старшему Каррара. Вот, что было сказано о картине Джотто в завещании Петрарки: «Перехожу к распределению других вещей; и названному господину моему Падуанскому — ибо и сам он по милости Божией не нуждается, и я ничем другим его достойным не владею — оставляю принадлежащую мне доску с изображением благословенной Девы Марии работы Джотто, превосходного живописца, присланную мне из Флоренции другом моим Микеле Ванни, красоты которой невежды не понимают, мастера же искусства коей восхищаются; образ сей самому господину моему завещаю, дабы сама благословенная Дева была ему заступницей перед своим сыном Иисусом Христом».

Копия этой картины, сделанная неизвестным художником, висит над алтарем в одной из капелл Дуомо. Вот такая обоюдная связь собора, художника и поэта.

Забавно, что площадь имени поэта с его бюстом находится не у Дуомо, а в северо-западной части Падуи. Собственно, как и улица Данте находится вовсе не там, где его дом.

 

Баптистерий

Рядом с собором стоит небольшой Баптистерий. Построен он неизвестным архитектором, да и дата постройки точно неизвестна. Зато известно, что уже во второй половине XIV века уже известный нам Франческо I Старший Каррара затевает внутреннюю и внешнюю реконструкцию здания. После этого баптистерий становится вторым мавзолеем Каррарези.

Так же, как и собор, стены и купол Баптистерия великолепно расписан изнутри. Для этого был приглашен известный художник Джусто де’Менабой. Помимо Баптистерия, его фрески сохранились также в церкви Эремитани, Кафедральном соборе, базилике Святого Антонио и не сохранились во Дворце Правосудия, где он вместе с Джотто расписывал свод.

Вот тут и заканчивается мое путешествие в Падую — небольшой город с богатейшей коллекцией архитектурных и художественных произведений XII-XVI веков.

 

Юлли Улетова

 

Путешествия Нового Геродота © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.