Итальянская мозаика. Самый святой город

Впрочем, Ватикан — это больше, чем город. Это местопребывание Святого Престола (так собирательно называется в юридических международных документах Римский Папа и его курия). Интересно, что именно Святой Престол выступает субъектом международного права, а вовсе не город Ватикан (суверенитет Святого Престола не зависит от наличия суверенной территории, которую он, кстати, получил только 11.02.1929. при Муссолини, желавшем иметь поддержку Церкви). Более того, даже дипломатические отношения устанавливаются (а дипломатические миссии аккредитуются) не с Ватиканом, а со Святым Престолом.

Занимает Ватикан площадь всего в 44 га, а его паспорт имеют лишь несколько сотен человек — кардиналы, духовенство, дипломаты и 103 швейцарских гвардейца. Именно им уже 500 лет доверяют охранять Папу Римского. К кандидатам в гвардию Папы предъявляют высокие требования — претендент должен быть католиком, не младше 19 и не старше 30 лет, ростом не ниже 174 см, с размером обуви не менее 41-го. Растительность на лице и длинные волосы запрещены. Минимальный срок службы гвардейца — два года, после 10 лет службы он получает право на пенсию.

Ватикан имеет флаг, герб и собственные деньги (конечно, евро). В стране зарегистрировано всего около пяти сотен автомобилей.

Via della Conciliazione (улица Примирения), ведущая к площади Святого Петра

Где-то здесь, на Ватиканском холме, печально известный император Древнего Рима Гай Цезарь Август Германик (а попросту — Калигула) начал строить, а не менее печально известный актер (и по совместительству — тоже император Древнего Рима) Луций, или Тиберий Клавдий Нерон, или Клавдий Цезарь Друз Германик Август, или наоборот, в общем, тот самый Нерон достроил великолепный цирк. Как говорят, в этом цирке был распят и поблизости погребен Святой Петр. Поэтому первый византийский император Константин выстроил здесь первую базилику Святого Петра (Basilica San Pietro). Затем ее перестроили и расширили, потом снесли, построили новую, ее долго достраивали, расширяли, украшали, достраивали, перестраивали, снова достраивали, украшали (на один только купол ушло более 40 лет) — итальянцы любят долгострой.. В проектировании и строительстве принимали участие известнейшие зодчие Италии — Браманте, Рафаэль, Перуцци, да Сангалло, Микеланджело, делла Порта, Мадерна… Результат — очередной итальянский шедевр мировой архитектуры.

Однако Ватикан не всегда был резиденцией Пап, до 1309 года папский двор находился в Латеране, в с 1309 по 1377 гг. — в Авиньоне. Тем не менее, почти 300 Пап считали своим долгом украсить Ватикан.

Собственно, если Ватикан не является объектом вашего интереса в Риме, то он останется в вашей памяти только площадью Святого Петра (Piazza San Pietro), которая расположена у восточной границы города.

Городская стена Ватикана

Огромный эллипс (ширина в самой широкой части — 240 м, длина — 340 м) был спроектирован великим неаполитанцем Лоренцо Бернини. Он и скульптур, и архитектор, и в двух этих своих ипостасях оставил миру истинные шедевры. Площадь Святого Петра — один из них. Если быть точным, то площадей — две, первая в виде «трапеции» у самого входа в собор, вторая… А вот о ней подробнее.

Инициатором создания площади перед главным христианским собором был Папа Римский Александр VII, чей герб представлен на одной из колоннад. Проектировать площадь было поручено Бернини. По его мысли, во время богослужений на этой площади разноязыкие верующие должны были проникаться идеей духовного единения всех католиков. Огромные «крылья» колоннад как бы обнимают стоящих на площади, подталкивая вперед — к собору Святого Петра.

Колоннады поддерживают три ряда колонн дорического и тосканского ордеров, образуя при этом внутри три «дороги» — проезд для карет и проходы для пешеходов. В цифрах колоннады выглядят так: 284 колонны, 80 столбов, высота — 20 метров и почти такая же ширина. Антаблемент колоннад украшен статуями — 140 Святых высотой в 3,75 м выстроились в ряд по всей его длине. Этот строй — тоже идея Бернини, а воплотили ее в жизнь ученики его школы.

По прямой к собору не пройти — в центре площади, как раз на пересечении двух осей эллипса, установлен древнеегипетский обелиск. Создан он был еще в XIII в. до н.э., имеет в длину 25 метров, а вес — аж 360 тонн. Привез его из древнеегипетского Гелиополя в Рим еще Калигула — император украсил им разделительную полосу для скачек в своем новом строящемся цирке. На площадь его перенесли по распоряжению Папы Сикста V только 1586 году. Говорят, Папа объявил, что если обелиск пострадает во время перевозки или установки автора проекта ждет смерть. Подвиг совершил архитектор Доменико Фонтана, придумав для этого сложную систему подъемных механизмов из 45 лебедок, 160 лошадей и 800 рабочих. В Средневековье обелиск получил прозвище «игла».

По обе стороны от «иглы» находятся фонтаны. Правый, созданный архитектором Карло Мадерно, племянником Доменико Фонтана (Мадерно тоже перестраивал сам собор), был установлен в 1613 году. Левый, автором которого является Карло Фонтана, ученик Бернини, — в 1677 году.

Левый фонтан

Проект лестницы собора также принадлежит Бернини. В XIX век по обе стороны от нее установили статуи апостолов: слева — св. Петр, справа — св. Павел. У Петра в руках ключ. Согласно Евангелию, Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим.

Святой Петр

На собор Святого Петра ночью можно полюбоваться в «Ночном Риме».

 

Юлли Улетова

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.