День двенадцатый. 26 мая, четверг. Восточный Крит

В столицу Крита Ираклион паром прибыл около 8 часов утра. Остров встретил нас неприветливо — шел страшный дождь. Мы с трудом ухватили такси, в которое, кроме нас, втиснулись еще двое. Таксист возил нас непонятно где минут 40, высаживая наших спутников, пока не привез в конечный пункт — аэропорт. Здесь мы собирались взять машину, поскольку обратно в Афины летели самолетом. Еще 40 минут, и мы — временные владельцы Nissan Almera (EUR120 за 3 дня). Дальше наш путь лежал в Херсониссос, где нас еще со вчерашнего утра ждал отель «Mari Kristin».

Здесь также не было особых проблем с отсутствием ваучера. Портье лишь попросила позвонить в нашу греческую турфирму, чтобы ваучер выслали факсом в течение дня. Мы так и поступили.

Вместе с машиной нам выдали прелестную карту Крита в картинках. И поскольку мы выспались на пароме, то решили посетить несколько картинок к востоку от Херсониссоса.

Первым пунктом более близкого знакомства с Критом стала Маллия. Здесь находился один их четырех открытых на острове дворцовых комплексов, построенных в 1900-1700 гг. до н.э.

Сначала мы заглянули в музей Маллии. Сразу оговорюсь, что все находки отсюда экспонируются в знаменитом Ираклионском археологическом музее, а Маллия предлагает лишь планы и макеты дворца.

Помимо дворца в Маллии находились еще и жилые кварталы обычных людей, но они частично закрыты для посетителей, частично не открыты археологами вовсе.

Раскопки в Маллии все еще продолжаются.

Отсюда мощеная дорога ведет в шикарный дворцовый комплекс.

Этот великолепный пифос был собран из осколков.

Верхние этажи зданий, к сожалению, не сохранились, но на их наличие красноречиво указывают лестницы.

Эта, например, ведет в залы на северной стороне центрального двора всего комплекса.

Коридорами можно пройти в Колонный зал.

Вот эти «столбики» и есть основания колонн. У Колонного зала был свой вестибюль

и своя лоджия,

выходившая в центральный двор.

Предполагают, что северное крыло служило для представительских нужд.

С востока к центральному двору примыкает портик, где размещались кухни и кладовые.

Посреди двора находится алтарь с жертвенным колодцем.

На западной стороне двора располагался собственно дворец.

Это комната приемов, окруженная служебными лестницами.

Лестница на верхние этажи.

Коридор.

В юго-западном углу двора был вход в дворцовое святилище, где археологи нашли так называемый Кернос — каменный диск с отверстием в середине и 33 ямками по краю.

Предполагается, что это стол для бескровных жертвоприношений.

Это очередной коридор между святилищем и залом приемов.

Все это дворцовые помещения, расположенные в глубине дворца за залом приемов.

В южной части дворца находились кладовые.

С запада к дворцу примыкала еще одна площадь.

Разумеется, отсюда тоже можно было пройти во дворец.

Слева от дворца располагались какие-то вспомогательные постройки.

Устав от Маллии, мы решили прокатиться на побережье Критского моря.

К тому же в деревушке Милатос нас ожидала какая-то пещера. Путь к ней вел спиралью все время вверх.

Минут через 20 мы, наконец, подъехали к указателю.

К самой пещере от этого указателя еще с полкилометра вела дорожка вдоль склона горы.

Где-то вокруг скакали козы, от которых был слышен только звон колокольчиков. И вдруг в этой пасторали появилась пара возбужденных иностранцев. Они шли из пещеры, и мы спросили их о впечатлениях. «Все очень красиво, только ужасно темно!»

Пещера и впрямь оказалась очень темной, но симпатичной. И поскольку никто, в отличие от Петралоны, здесь фотографировать не запрещал, мы оторвались на славу.

Далеко в пещеру мы, разумеется, не пошли. На всякий случай. Хотя на некоторых фотографиях виден длинный провод, на конце которого мы нашли «вилку». Видимо, сюда тоже водили экскурсии по всем правилам — с освещением и запретами.

Кстати, небольшое местечко в пещере занимает церквушка.

Удивительно, куда только греки их не втыкают.
И только уже после возвращения в Россию, я узнала, в чем историчность этой пещеры и для чего в ней построена церковь.
Известно, что Греция находилась некоторое время под властью турок. Во время очередного восстания в этой пещере спряталось более трех тысяч критян, в большинстве своем женщины и дети. Турки вырезали всех. И именно в память о них здесь была устроена церковь. Каждый год над ракой с костями служат панихиду. Мы решили больше не напрягаться и хотя бы на Крите немного отдохнуть. Но на дороге нам встретился указатель «Ancient town of Driros» и слегка подкорректировал наши планы. Правда, указатели дальше по дороге опять затеяли традиционную чехарду, но на наше настроение это мало повлияло. По крайней мере, пока. Мы еще не знали, что находимся в двух шагах от нашего третьего Разочарования.
Дорога петляла по холмам, уводя нас все выше, пока не закончилась небольшой асфальтированной площадкой у забора.

Вывеска нас приободрила, и мы двинулись по узкой тропе между кучами камней вверх. Собственно, кучи эти были на наш взгляд, больше похожи на стены и заборы. Удивляло лишь отсутствие скрепляющего раствора в кладке. Димон прозвал постройки «чабанскими домиками». Эти сооружения сопровождали весь наш путь наверх.

Через некоторое время, почти добравшись до самой вершины, мы отчаялись увидеть обещанный «древний город», однако продолжали карабкаться, верные своему принципу «бороться до последнего».

Нам встретился отдыхавший на тропе иностранный пенсионер, который объявил, что все бы ничего, только уж очень высоко, и что его супруга уже наверху. Там мы ее и встретили. Она бродила по небольшому «пятачку» и в восхищении бормотала: «Beautiful, beautiful!» Поскольку ничего, кроме небольшой церквушки (и здесь тоже!),

полуметрового обломка железобетонного столба и судового (к чему бы?) колокола, здесь не было, мы поняли, что ее бормотания относились к открывавшимся с холма видам.

Угадайте, что сказал Димон. «Нет, это, разумеется, не Акрокоринф!»

На следующий день в Ираклионском музее мы узнали, что Дрирос, основанный аж в VIII в. до н.э., имел и агору, и что-то похожее на театральную площадку, стены и — самое главное — храм Аполлона. Здесь, в Дриросе, археологи нашли бронзовый лист с посвящением Афине, горгону из пороса, стелы с изображением крылатой фигуры (возможно, Талоса) и Горгоной и с юношеской клятвой, а также трех бронзовых богов. О них я подробнее расскажу в главе о музее.
Вообще, удивительно, что в этом каменном хламе нашли что-то стоящее. Древний город оказался фикцией, которая охладила наш исследовательский пыл. Мы решили остаток дня провести, как обычные туристы, — на пляже.
Поскольку и сам Крит небольшой, и достопримечательности здесь расположены компактно, цифры наших критских передвижений впечатляют не так сильно, как материковые.
Сегодня мы проехали всего 100 км.

Юлли Улетова

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.