Без всякой натяжки об этом городе можно сказать: «Кто не был в Наре — не был в Японии». Истоки этого города уходят в глубочайшую древность, но расцвет его пришелся на 710-794 гг., когда в Нару была перенесена столица. Перенесение столицы совпало с возобновлением культурных связей с Китаем. Само место для новой резиденции императора было подсказано китайскими гадателями. По китайскому образцу был построен и столичный квартал. Буддизм, уже ранее пришедший в Японию из Китая, в эпоху Нара фактически получил статус государственной религии. Буддийские храмы строятся во всех провинциях, и новая столица оказывается в центре «буддизации». Многие храмы в Наре были основаны именно в тот период и существуют до сих пор.
Мы отправились в Нару в самом начале золотой осени, когда обычно стоит сухая погода. Но нам не повезло. Суббота выдалась безоблачной и теплой, однако, в воскресенье зарядил дождь, и мы вынуждены были уехать раньше. Так что, нельзя сказать, что мы увидели лишь малую часть сокровищ Нары, но полного удовлетворения от поездки не получилось. Итак, начнем.
Один из четырех великих храмов эпохи Нара и один из семи великих храмов следующей за ней эпохи Хэйан. Первоначально был построен Оокими Кагами, супругой одного из придворных императора, Каматари Фудзивары как дар для излечения мужа от болезни в 669 г. Тогда храм находился в частном семейном владении в селении Ямасина Суехара (современная префектура Киото) и носил название Ямасина-дера. Но вскоре храм переносят в селение Умаясака, находившееся на территории современной префектуры Нара. С перенесением столицы в Нару в 710 г., в нее были в буквальном смысле перенесены дома придворной знати. Так туда попал и Ямасина-дера, причем попал одним из первых. Там он получил свое современное имя. И поскольку именно в Наре клан Фудзивара достиг первенства при дворе, Коофукудзи расширялся и процветал.
Построен впервые в 813 г. Фуюцугу Фудзиварой. Последняя реконструкция относится к 1789 г.
Один из 33 храмов паломнического маршрута западной Японии.
Пятиэтажная пагода построена первоначально в 725 г. императрицей Комёо.
Последняя реконструкция относится к 1426 г.
Вторая по высоте пагода в Японии (50,1 м) после пятиэтажной пагоды Тодзи в Киото.
Самый большой синтоистский храм в Наре. Его основание относится к 768 г. Традиционно в нем почитаются божественные предки клана Фудзивара. Первоначально, как и Коофукудзи, это был семейный клан храм. Но благодаря покровительству императора, Касуга Тайся стал главным храмом целой ветви синтоизма Касуга-го.
Вдоль дорог, ведущих к храму поставлены 10000 каменных фонарей.
Дважды в год — на праздник Сецубун в феврале и праздник О-Бон — эти фонари одновременно зажигают.
Встречаются вот такие, небольшие милые алтари:
А это повозка, в которую впрягали волов. На таких повозках вплоть до эпохи Мэйдзи передвигалась японская знать.
Первый тории на пути к храму.
Олень, сидящий среди фонарей:
Олень — священное животное для Касуга-го. Считается, что одно из почитаемых этой ветвью синто божеств, впервые появилось в этих местах верхом на белом олене. Олени свободно гуляют по всем храмам Нары. Их популяция в городе в наши дни насчитывает около 1000 особей.
Наконец, ворота, ведущие внутрь храма.
Очень не типичные для синтоистского храма, больше свойственные буддийскому.
Еще фонари:
Главный алтарь храма:
И еще вот такие небольшие алтари внутри:
А это другой тип фонарей.
Они подвесные и металлические и находятся внутри храма в количестве тоже нескольких тысяч.
Их зажигают вместе с каменными фонарями.
И вот, мы приближаемся к главному сокровищу Нары — храму Тодайдзи, в котором стоит еще один, самый древний большой Будда.
Это здание с золотыми рогами, которое виднеется вдалеке на фоне гуляющих оленей, — как раз зал большого Будды. Истоки Тодайдзи можно возвести к храму Кинсёдзи, построенному на этом месте в 728 г. в память о рано умершем крон-принце Мотои, сыне императора Сёму (724-749 г.г.). Однако, уже в 741 г. император издает указ о создании по всей стране целой системы буддийских храмов Кокубундзи. Тогда-то храм Кинсёдзи стал главным храмом этой системы и получил свое настоящее имя.
От них так и веет древностью. Особенно если посмотреть ближе на деревянные конструкции.
Построенные изначально в эпоху Нара, ворота были разрушены тайфуном, но затем быстро восстановлены. Но в конце 12-го (1180 г.) более половины храмовых построек стали жертвами противостояния кланов Тайра и Минамото. Ворота подлежали реконструкции в последнюю очередь. Их восстановление было полностью завершено в 1203 г.
Почти 800 лет скульптуры простояли нетронутыми. Только в 1988 г. была предпринята их реставрация.
Аналогичные скульптуры, но меньшего размера, можно увидеть во внутренних воротах.
И вот, наконец, Дайбуцуден — зал большого Будды.
Это самое большое деревянное строение в Японии. Как я понимаю, в чем-то подобном содержался и большой Будда в Камакуре, но печальная судьба того здания уже рассказана мной. Судьба Дайбуцуден в Тодайдзи отнюдь не была безоблачной. Вдобавок к пожару 1180 г., он пережил и пожар 1567 г., случившийся во время войны кланов Миёси и Мацунага. Только в эпоху Эдо, более, чем через 100 лет, в 1692 г. началась реконструкция храма, и вновь открыт он был в 1709 г.
Или вот эта галерея.
Или вот это окно. Когда оно открыто, в него можно увидеть лицо большого Будды.
А вот и сам большой Будда:
И большое насекомое на одной из ваз.
Еще раз бросим взгляд на Тодайдзи
и отправимся к залу Второй Луны, Нигацудо.
Название его связано с проводимой в нем ежегодной церемонией на праздник Сецубун, который приходится на второй месяц лунного календаря. Нигацу-до впервые построен в конце 8-го – начале 9-го века. Однако в эпоху Эдо пожар разрушил здание, после чего оно было вскоре восстановлено. Около него можно встретить вот такое колесо.
Его надо повернуть ровно на один оборот — не больше, не меньше.
Место для омовения рук.
А это изображения животных, символизирующих года 12-летнего цикла (мы сфотографировали только некоторые из них):
петух,
дракон
и змея.
Изящный металлический лотос:
Один из алтарей внутри:
А такой аккуратный алтарь синто можно увидеть с высоты Нигацу-до:
И, наконец, вид на Дайбуцуден.