День седьмой. 21 мая, суббота. Аттика, Дельфы, Македония

Сегодня был последний день нашего пребывания в Лутраках и на Пелопоннесе. Нас с утра ждал отель в Халкидиках, но собирались мы туда только к вечеру. Впереди была дорога через всю Грецию. В планах были еще Фивы и Дельфы.
Рано утром мы выехали из Лутрак по автобану в сторону Афин. За эту неделю мы заплатили на трассах Пелопоннеса больше EUR20, и у нас в «бардачке» скопилось масса квитанций.
Удачно разобравшись с непростой развязкой вокруг столицы Греции, мы пролетели солнечную Аттику и оказались в дождливой Беотии. Первая остановка — Фивы.
Современный город совершенно не похож на своего древнего предшественника. Он небольшой, скромный, и античных развалин в нем практически не осталось. А когда-то Фивы блистали: здесь жили герои известных греческих трагедий — Эдип, Орест, Электра и пр. Эх, куда все ушло?..
Мы решили остановиться только в музее. Пошла на разведку я одна — Димон наотрез отказался отдать дань памяти древним Фивам.
Билет EUR2, милый дворик, экспозиция всего в четырех залах. В план я заглянула уже после выхода из музея и, как оказалось, прошла его в обратную сторону.

D. Комната Танагры.

Экспозиция этого зала была создана в 1972 году и представляет собой расписные ларнаксы (саркофаги) и вещи, найденные с ними во время раскопок некрополей и гробниц микенской Танагры (1350-1250 гг. до н.э.).

C. Зал скульптуры классического и римского периодов.

B. Керамика от Бронзового века до Поздней Классики.

A. Архаические куросы с Птоона, надгробные рельефы классического периода, преимущественно из Феспий.

Во дворике расположена стихийная выставка архитектурных фрагментов, не нашедших своего места внутри музея.

Когда я вышла из музея, на часах была лишь четверть двенадцатого. Надо было поторапливаться — до Дельф путь неблизок.
Под Фивами Дима разрешил мне выскочить под дождь и сфотографировать некий «фонтан Дирки».

Вся Беотия была мокрая и мрачная, мы пролетали ее с максимальной скоростью, но несколько фотографий по дороге я все же сделала.

Это какой-то памятник неподалеку от деревушки Караколитос. Наверное, партизанам.

А еще мы попали в городок Арахова. Как и все горные селения, она прилепилась к склону гор, и дома в ней располагались уступами.

Фотографировали мы с тротуара вдоль автодороги через Арахову. Тротуар был заботливо снабжен перилами, чтобы очарованный турист не улетел на «этаж» ниже.

Здесь мы купили себе в подарок коврик, которыми славится Арахова. (Наверняка название связано с пауками и Арахной. Все сувенирные магазинчики были увешаны ковриками и коврами различных расцветок.

Вообще на последнюю треть пути пришлись одни горы.

Да и сами Дельфы находятся на склонах гор Парнас.

Как древние паломники, входим (EUR9 за городище и музей) мы на территорию святилища.

Здесь нас встречают руины агоры — рыночной площади римского периода.

Далее по обе стороны священной дороги, ведущей к храму Аполлона, располагались посвятительные сооружения всей Греции. Например, здесь стоял бронзовый бык жителей Керкиры, 37 статуй спартанских военачальников, 13 фидиевых статуй от афинян в честь победы при Марафоне, скульптурные группы от аргивян: «Троянский конь», Эпигоны, «семеро против Фив», 10 статуй царей Аргоса, кроме того, статуи из Аркадии, от тарентийцев, эолийцев, Книда и т. п.

Наверное, в античное время здесь был скульптурный забор.

После него обочину пути заняли сокровищницы: Сикиона, сифнийцев, фиванцев, Потидеи, Сиракуз, Мегары, Клазомен, Книда. Правда, от них мало чего сохранилось. Зато беотийская сокровищница оставила для нас фундамент.

А афинская так и вовсе отстроена заново.

На крутом повороте между ними стоит Омфал — «пуп земли».

Говорят, что Зевсу вдруг стала интересна география, и он пустил двух орлов, чтобы определить центр земли. Орлы встретились на этом месте, чем доказали, что а) земля круглая, б) деньги надо нести в Дельфы. Хотя в античное время Омфал стоял в храме Аполлона.

Это место называется Скалой Сивиллы. Чуть дальше располагалась высоченная (в 10 м) колонна, которую венчала Сфинкс. Это был подарок Наксоса. На месте возведения осталась горка камней, а сама Сфинкс стоит в музее.

Это ничего не значит, только лишь архитектурное украшение дороги. А за ним — сокровищница афинян.

Но мы все же пойдем наверх. Дальше нам встретилась стоя афинян.

Кстати, время постройки всех этих сооружений — V в. до н.э.

А вот стена, подпиравшая площадку с храмом Аполлона, принадлежит к строительной программе, проводившейся на столетие раньше.

Тут, у подножия и вокруг храма Аполлона, все было заставлено постаментами статуй: и в честь победы греков при Платее, и в память победы Сиракуз над Карфагеном, и просто золотой возничий Гелиоса от Родоса, и даже (ха-ха) Эмилий Павел 168 г. н.э. И еще много-много всего стояло здесь.

А вот, например, база статуи царя Бифинии Прусия. Теперь забудем обо всей этой мелочи и обратим свой взор на главное сокровище Дельф — храм Аполлона.

Напротив храма тоже было все застроено: архаические сокровищницы, неизменные статуи. Кроме того, на площадках вокруг храма Аполлона располагались и святилища поменьше — Асклепия, Геи и Муз, сына Ахилла Неоптолема. Плюс различные общественные здания — пританей, булевтерий, Дионисий (от Аттала Пергамского), разного рода портики. Да, кстати, помните незабвенного Герода Аттика? Он действительно был боооольшим меценатом — и здесь был найден постамент его статуи.
А здесь под портиком располагалась бронзовая скульптурная группа Кратера (320 г. до н.э.) — львиная охота Александра Великого.

Где-то здесь был воткнут и знаменитый бронзовый возничий, экспонирующийся в музее.

Дорога снова делает крутой вираж, и отсюда прекрасно видно восстановленную сокровищницу афинян

и храм Аполлона.

А еще дальше, в километре внизу, под Дельфами находятся гимнасий и святилище Афины Пронайи. Мы туда, разумеется, сходим.

Новый ярус Дельф встречает нас театром. Он забит туристами.

Они толпятся в центре и пробуют акустику. Наверное, тоже были в Эпидавре. Поэтому мы не задерживаемся здесь и снова идем вверх. На следующем повороте во всей красе видно не только храм Аполлона, но и театр, который мы только что оставили.

Наверху нас ничего не ждет, кроме стадиона. Подъем становится круче, а дорога все заброшеннее.

Сверху бодро тянутся иностранные старички и старушки, увешанные фотоаппаратами и видеокамерами, вооруженные путеводителями и гидами.

Ну вот, и мы наверху.

Это третий из четырех знаменитых стадионов Греции, где мы побывали. Не были мы только на истмийском.

Это трибуна для VIP персон с табличкой «Не трогать!».

Стартовая полоса. На мраморных обломках, лежащих внутри «будочек», тоже написано «Не трогать!».
В общем-то, делать здесь больше нечего. Мы пошли вниз, в музей.

Вот так выглядели Дельфы в лучшие свои дни. Это репродукция реконструкции 1894 года.

Зал сокровищницы Сифноса.

Это Сфинкс, та самая, из Наксоса, что сидела на столбе в 10 метров.
А это находящийся в том же зале, что и Сфинкс, фриз с сокровищницы сифнийцев.

Восточный фронтон — Геракл тырит треножник у Аполлона, в связи с чем возникла некоторая драка.
Восточный фриз — Троянская война. В дальней части фриза троянцы Аэней и Гектор дерутся с греками Менелаем и Аяксом над телом Сарпедона. Ближе к нам разделенные своими симпатиями боги — Арес, Афродита, Артемида и Аполлон (троянская партия) и Афина, Гера и Деметра (греческая).

Cеверная часть фриза — Гигантомахия. Львы колесницы Кибелы, Артемида и Аполлон, мертвый Эфиальт, три гиганта со щитами. Это первая часть. На второй половине — два гиганта рубятся с Зевсом, рядом Гера, и еще дальше битва богов и гигантов.

Ну, а это южная часть фриза — в середине квадрига перед алтарем и еще дальше лошадки.

Это различные архитектурные детали и часть кариатиды с сокровищницы неизвестно чьей, хотя раньше приписываемой Книду.

Залы храма Аполлона.

Части восточного фронтона храма.

Зал с куросами.

Эти крепенькие мальчишки-близнецы Клеобис и Битон — сыновья одной очень довольной женщины из Аргоса, жрицы Геры. Она была так счастлива, что отправилась в храм Геры на колеснице, запряженной сыновьями, и выпросила у богини для них счастья немерено. Счастье заключалось в немедленной смерти — пока детки молоды и красивы.

Зал «танцовщиц».

Это части колонны, которую пожертвовали Дельфам Афины. От нашего стола — вашему столу, так сказать. На первой фотографии три дочери Кекропса (легендарного царя Афин), танцующие на 13-метровой высоте. Заключены девушки были в треножник, на вершине которого стоял омфал со второй фотографии. А на третьей — основание колонны. Остальные барабаны колонны представляли собой то же, что и основание, но без огромных листьев.

Зал возницы.

Это уникальная бронзовая статуя возницы в 1,8 м высотой. Самое потрясающее в ней — сохранившиеся глаза из цветного камня и бронзовые ресницы!

А вообще возница — часть квадриги, которую пожертвовал после своей победы на очередных Пифийских играх тиран Гелы (Сицилия) Полизел.

Золотой зал.

Огромный бык (2,61 м длиной) представлял из себя вбитый в деревянную форму и прикрепленный к бронзовой раме серебряный рельефный лист. Его рога, лоб и копыта были позолоченными.

Хрисоэлефантинные статуи в прекрасных золотых украшениях. Черные части тела — это ни что иное, как слоновая кость, почерневшая от времени. Сами туловища, которых не хватает, были сделаны из дерева, которое, разумеется, утрачено за прошедшие 2,5 тысячи лет.
И бык, и эти статуи, и рельефы из слоновой кости для украшения мебели (фотографии которых у меня нет) — все это было найдено в 1939 году в двух вотивных ямах на Священной дороге перед стоей афинян.

Вот мы и обошли весь музей. Оставалось посмотреть Афину Пронайю в Мармарии.

Мармарией называется низинка за Кастальским источником, где в свое время неожиданно обнаружилось большое количество мраморных обломков. Там были найдены руины гимнасия и небольшое святилище Афины Пронайи.

В комплекс гимнасия входили две террасы. На фотографиях видно, что на верхней террасе находилась длинная беговая дорожка, укрытая портиком от непогоды.
На нижней же — (слева направо) палестра с раздевалками, бассейн и баньки для спортсменов.

Это остатки банек. Наверху на фоне Федриадских скал хребта Парнас — Дельфийское святилище.

А это — небольшой бассейн, также в лучшие годы укрытый ротондой, от которой ничего не осталось. Хотя вот на переднем плане видно ямку для колонны.

Чуть дальше расположено святилище Афины Пронайи. Оно также включало в себя целый комплекс сооружений.

Справа за кустами находился новый, каменный, храм Афины 380 г. до н.э. От него ничего не осталось интересного. Круглое здание посреди — это Толос героя Филака, защитившего в 480 г. до н.э. святилище от персов.

Храм окружала колоннада из 20 дорических колонн, 3 из которых сейчас восстановлены.

То, что светлее, — современные части.

Храм, разумеется, обладал великолепно украшенным фризом.

Спроектировал его фосийский архитектор Феодор в 380-370 гг. до н.э.
Рядом с Толосом расположены две сокровищницы.

Сокровищница Массилии (520 г. до н.э.) была построена в ионическом ордере.

А другая, не знаю, чья, 490 г. до н.э. — в дорическом. Она была чуть больше массилийской, но в целом они составляли такой очень небольшой ряд зданий, перед которым стоял дельфийский Трофей 480 г. до н.э. А в 128 г. н. э. любитель Греции император Адриан возвел здесь статую в честь себя.
Вот это самое главное здание святилище — старый храм Афины Пронайи, построенный из пороса в 510 г. до н.э.

В 480 г. до н.э. он пострадал от первого оползня, но греки восстановили его. А в 1905 г. второй оползень обрушил сохранявшиеся еще колонны. Среди обработанных камней видны валуны.
Мы возвращаемся к машине мимо фонтанов, вода в которые поступает из Кастальского ключа — источника вдохновения.

Табличка у фонтана извещает о том, что место охраняется ЮНЕСКО.
На этом наше паломничество в Дельфы подходит к концу. Мы возвращаемся на автотрассу и вновь направляемся в Македонию.

Следующей достопримечательностью на пути были Фермопилы. Но Дима отказал мне в их посещении, клятвенно пообещав его на обратной дороге.
Весь остальной путь до Северной Греции прошел по автобанам, лишь несколько раз нам довелось проехать сквозь какие-то городки. Например, в Платамонасе на берегу залива Термаикос нам на ходу удалось запечатлеть местную достопримечательность — цитадель крестоносцев, построенную в XIII в. для контроля над этой частью Эгейского моря.

И это все, что мы увидели с автобанов. Но главные приключения сегодняшнего дня ждали нас впереди — на полуострове Халкидики.

Сначала мы заплутали в развязках вокруг Салоников. Указатели «Halkidiki» были-были и вдруг исчезли. А нам нужно было добраться до полуострова Халкидики, а потом до деревушки Ханиоти на полуострове Кассандра полуострова Халкидики. Указатели запутали нас настолько, что мы проездили под дождем по сельским дорогам Халкидик с пару часов, пока не попали на дорогу на Кассандру. Зато увидели радугу


и заинтересовавший нас указатель на пещеру под названием Петралона (мы решили потом обязательно сюда вернуться).

В Ханиоти мы попали только в десятом часу вечера и — о, ужас!!! — обнаружили, что забыли в Питере ваучеры нашего отеля. После получасового перетряхивания машины мы позвонили-таки домой нашей подруге Марине, и та немедленно продиктовала координаты отеля. Там нас приняли без лишних формальностей, и через час мы уже спали сном праведников.

В этот день мы проехали 725 км (бедный Димон).

Юлли Улетова

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.