Из многообразия программ японского телевидения очень немногие доступны для понимания иностранцев, не знающих японского языка. В первую очередь это иностранные фильмы, транслируемые в двуязычном варианте, затем, двуязычные выпуски новостей NHK в 7 и 10 часов вечера, естественно, спорт и, наконец, сумо. Последнее выделяю из предпоследнего, ибо и в наши дни, как и сотни лет назад, сумо – это больше, чем спорт.
Традиционно считается, что первое официальное состязание по сумо состоялось в присутствии императора Суйнина в 230 г. до н.э. В провинции Идзумо на дохё сошлись представитель этой земли Номи но Сукунэ и правитель земли Тадзима, непобедимый Кэхая. Но Кэхая был повержен, и его земля была захвачена императором и отдана в правление Номи но Сукунэ, который был провозглашен первым чемпионом сумо и в последствии стал мистическим покровителем борцов. Таким образом, официальная традиция сумо насчитывает более 2200 лет.
Однако первое достоверное упоминани о сумо относится к 642 г., когда при императорском дворе был устроен праздник в честь корейского посла. Состязались между собой охранники императора и корейцы из охраны посольства. С этих пор известно о проведении регулярных придворных турниров по сумо, приуроченных к окончанию уборки риса, сумаи. Отсюда, как считается, и идет название борьбы.
В эпоху Хэйан сумо прочно вошло в жизнь японцев. Синтоистские празднества в те времена включали в себя соревнования в различных военно-спортивных дисциплинах, включая сумо. Самураи, купцы, крестьяне и ремесленники сходились в схватках без особых сословных различий. В то время сумо было фактически борьбой без правил. Разрешено было все, включая удары. Победа присуждалась борцу, повалившему соперника наземь. При помощи специальной диеты борцы уже в те времена пытались увеличить свой вес.
Наряду с таким «демократическим» сумо продолжало существвать и придворное сумо. В 821 г. церемониал сумо был включен в «Уложение о придворных церемониях». За три месяца до ежегодного турнира, мэсиавасэ, во все концы Японии посылались специальные люди, в объявлявшие о готовящемся турнире и следившие за проведением отборочных соревнований. Судьями на придворных турнирах выступали знатные вонначальники. В том случае если они не могли присудить победу в каком-либо из поединков, свое слово от имени богов произносил император.
Последний турнир придворный турнир эпохи Хэйан прошел в 1174 г. После этого Япония погрузилась в череду междоусобиц. Реальная власть от императора перешла к военным правителям, сегунам. Ритуальные придворные турниры стали нерегулярными и иногда проводились с перерывами в несколько десятков лет. С этого момента происходит размежевание сумо на боевое и спортивное. Боевое сумо вошло в состав самурайского троеборья наряду с обычной стрельбой из лука и стрельбой на скаку.
Золотой век сумо наступает с началом эпохи Эдо, когда Япония объединилась под сегунской властью клана Токугава. Еще с конца 16-го века становятся популярными выступления рикиси (борцов сумо) на ярмарках и площадях. В эпоху Эдо сумо – любимейшее развлечение горожан наряду с театром кабуки. Развивается так называемое храмовое сумо. Не будучи никак связаны с ритуалом, поединки проходят под сенью синтоистских храмов по самым разным случаям (закладка новых строений, календарные праздники, юбилеи).
Соревнования по храмовому сумо были упорядочены. Дважды в год попеременно в Осаке и Эдо проводились турниры, собиравшие огромные количества зрителей со всей страны. К этому времени относится и введение географического деления рикиси на восточных и западных. В первой половине 18-го века на дохё безраздельно господствовали осакские борцы. Связано это было с тем, что сегунское правительство, заботясь о свем спокойствии и безопасности часто запрещало проведение в Эдо второстепенных турниров. Дело в том, что в те времена турниры по сумо были довольно шумными мероприятиями. Часто эмоции перехлестывали через край, приводя к массовым дракам и беспорядкам. С 1648 по 1720 г.г. известно несколько сегунских распоряжений о запрете проведения турниров по сумо. Однако, уже в 1743 г. после снятия правительственных ограничений эдосские мастера на равных конкурировали с мастерами из Осаки и Киото. Центр сумо переместился в столицу.
В 1791 г. издается указ о запрете на использование приемов сумо бродячими борцами. Таким образом, храмовое сумо оформилось как цеховый промысел, защищаемый государством.
В эпоху Эдо были выработаны правила борьбы и церемониал, мало измнившиеся с тех пор и сегодня. Чтобы победить в схавтки необходимо либо вытолкнуть противника за пределы арены (дохё), либо заставить его коснуться земли любой частью тела кроме двух пяток. Запрещаются удары ногами, кулаками и ребром ладони, а так же атака в горло и пах. Весовые категории отсутствуют.
Имеется иерархия борцов. Высшая ступень в этой иерархии называется ёкодзуна (великий чемпион). Этот титул появился около 300 лет назад, и за это время всего 50 борцов было его удостоено. Титул ёкодзуна рикиси носит до окончания своих выступлений.
Арена дохё сегодня, как и прежде, выполняется из специальной глины, место залегания которой известно очень узкому кругу лиц, а именно 42-м ёбидаси, людям ответственным за подготовку арены и некоторые моменты по ходу проведения турнира. В центре дохё должен быть зарыт определенный набор растений, сушенная каракатица и соль. Перед турниром дохё обильно поливают сакэ.
Турнирный день начинается с церемонии выхода рикиси на дохё (дохё-ири). Сначала выходят борцы Востока, а затем Запада. При этом они одеты в специальные праздничные пояса, порой являющие собой настоящие произведения искусства. После на арену выходит ёкодзуна и совершает ритуальный очистительный танец. Дальше начинаются схватки. Каждой схватке предшествует психологическая борьба – сикири. Во время сикири борцы сходятся чуть нагнувшись вперед и сжав пальцы в кулаки смотрят друг другу в глаза. В эпоху Эдо сикири не ограничивалось временем. Сейчас на него отводится 2-4 минуты. В конце турнирного дня специально выбранный молодой борец совершает ритуальный танец с луком.
Вот такова вкратце история японской борьбы сумо. Сейчас всеяпонской федерацией сумо установлены 6 больших турниров. Три из них проходят в Токио, один в Фукуоке, один в Осаке и один в Нагое. Нагойский турнир (басё) приходится на середину июля, так что целый год после приезда нам пришлось терпеливо ждать. Личное впечатление я высказал уже в начале: сумо и теперь и для простых японцев – это больше, чем спорт. Это совершенно традиционное зрелище. Отнюдь не только спортивная борьба приводит в восторг зрителей, но например, когда ёкодзуна в своем танце опускает ногу на дохё. Знают ли люди, что означает это движение ёкодзуны? Знает ли об этом сам ёкодзуна, монгол, выступающий под именем Асасёрю? Трудно сказать.
Для иностранцев, которых на басё приходит немало, это шанс почувствовать себя хоть на день японцами. Еще нигде в Японии мы не видели людей стольких рас, одетых в кимоно. Так что, чтобы закрепить это ощущение, через год, в следующем июле, мы твердо решили снова посетить Нагоя басё.
Церемония дохё-ири. Борцы Востока.
Церемония дохё-ири. Борцы Запада. Обратите внимание на триколор и двуглавого орла на поясе одного из борцов.
Это Батраз Борадзов, выходец из Северной Осетии, выступающий под именем Хакурозан.
Ритуальный танец в исполнении «великого монгола» йокодзуны Асасёрю.
С ним вместе на дохё судья и еще двое рикиси, один из которых держит в руке меч.
Один из моментов сикири:
Пока подметают арену, к выходу готовится уроженец Грузии Коккай.
Судья объявляет победителя одного из поединков.
Напряженный момент борьбы.
Это фото предоставлено моим коллегой Романом Смирновым.
Три финалиста Востока исполняют ритуальный танец.
То же делают и три финалиста Запада.
Йокодзуна бросает соль на дохё — это тоже один из риуалов, предшествующих бою.
Йокодзуне готовится противостоять очень неудобный соперник, японский рикиси Точиадзума, уже не раз повергавший великого монгола.
В случае поражения Асасёрю предстоял бы дополнительный поединок.
А это одна из новых традиций в сумо. Перед схваткой выносят флаги спонсоров, сделавших на нее ставку.
Конечно, наибольшее число флагов можно видеть перед финальным боем.
Но, увы, интрига не состоялась. И вот Асасёрю принимает победный кубок от президента всеяпонской федерации сумо.
Это фото предоставлено моим коллегой Романом Смирновым.
И вот, он же, довольный своей победой, дает интервью NHK.
Это фото предоставлено моим коллегой Романом Смирновым.