«Москва не сразу строилась…» Ее летописной истории более 850 лет. За это время город переживал и бурные расцветы, и пожары, и эпидемии, и осады врагов …
Архитектура религиозной Москвы величава и разнообразна. Десять веков христианства подарили красавице Москве великолепное ожерелье из храмов.
Итак, Х век н. э., 988 год в летописях считается годом принятия Русью христианства. Событие это произошло при великом князе Киевском Владимире Святославиче, известном в былинах как Владимир Красное Солнышко. Еще в 980 году князь Владимир попытался реформировать религию, придать ей черты единобожия. В 988 году он заключает свой второй брак с греческой царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II, и принимает в Константинополе крещение. В этом же году он проводит массовые крещения в Киеве. С этого момента начинается распространение христианства на Руси. Позднее именно за это, как просветитель русского народа, Владимир был причислен Православной церковью к лику святых равноапостольных князей.
Нелегко давалась Руси новая религия, но тем ценнее оказались ее плоды. Оставим в стороне причины выбора Владимиром Святославичем именно этой религии, не будем вспоминать трудности, с которыми проходил для русского народа отказ от язычества (например, восстание киевлян в 992 году против принятия христианства), не станем рассуждать о философской сущности христианства. Поговорим о древнерусском религиозном зодчестве. О московских храмах и монастырях.
Вместе с православием на Русь пришли и тип древнерусского храма, и система оформления его интерьера, и фресковая и иконописная техника. О приезде первых греческих мастеров, о прибытии икон на Русь летописи сообщали как о важных событиях русской православной жизни.
Несмотря на то, что византийское наследие всегда оставалось основой древнерусской теории и художественной практики, Русь изначально стремилась к самоопределению, как политическому, так и культурному и духовному. Сразу же после принятия христианства русские мастера, усваивая византийские традиции, вступили на самостоятельный путь. Наследие мастеров-греков было столь быстро освоено, что уже в домонгольский период в созданных на Руси храмах и иконах, росписях, мозаиках и рукописях мощно зазвучала истинно русская нота.
Из восьми с половиной веков истории Москвы пять с половиной столетий приходится на развитие архитектуры, которую обычно называют древнерусской. Это архитектура эпохи средневековья, которая для Москвы охватывает самый долгий период ее истории, от основания города до реформ Петра Великого.
Самые первые монастыри в Москве открываются в конце XIII в. К XIV в. монастырское строительство разворачивается широко по всей Москве. Основная же часть московских монастырей была основана в XVI-XVII веках.
Монастыри открывались и закрывались, страдали от пожаров и разрушений и вновь отстраивались.
В 1739 году в Москве действовало 28 монастырей, к 1917 — 25. После Октябрьской революции все монастыри были упразднены. Некоторые были полностью разрушены, сооружения же большинства других использовались под самые разнообразные нужды (в них размещалось все, что угодно, — от архивов и складов до тюрем и колоний), что неизбежно вело к разрушению построек. Лишь очень немногие из монастырей были объявлены музеями и практически не пострадали.
В последнее время монастыри Москвы активно реставрируются и благоустраиваются, большинство из них возращено в лоно Православной Церкви.
Москва издревле располагалась на перекрестке нескольких путей сообщения и поэтому равномерно разрасталась во всех направлениях. Как и многие древние европейские города, Москва имеет радиально-кольцевую планировку.
Первым и древнейшим «кольцом» столицы являются стены Кремля. Второе «кольцо» Москвы — сейчас Бульварное — возникло в конце XVI века, когда появился Белый Город со стенами из белого камня и побеленного кирпича (они были разрушены спустя полтора столетия). Третье «кольцо» также было построено как оборонительное сооружение Земляного города. В XVIII в. появилось следующее «кольцо» — Камер-Коллежский вал, являвшийся просто таможенной границей города. ХХ век добавил городу еще одно «кольцо» — МКАД.
Московские монастыри можно условно разделить на четыре группы.
По границе Земляного города располагаются монастыри, игравшие важную роль в обороне южных подступов Москвы. Это — Андреевский, Данилов, Донской, Новодевичий, Новоспасский, Покровский, Симонов, Спасо-Андроников.
Вдоль Бульварного кольца расположены монастыри (Петровский, Рождественский, Сретенский), охранявшие северные границы города. В отличие от южной группы, они находятся ближе к центру и расположены более кучно.
К третьей группе относятся монастыри, находящиеся в центре Москвы: Богоявленский, Заиконоспасский, Зачатьевский, Знаменский, Ивановский, Николаевский Греческий.
В четвертую условно можно объединить все остальные монастыри.
Большинство монастырей сейчас являются действующими.
Часть 1. Свято-Данилов монастырь
Часть 2. Донской монастырь
Часть 3. Новодевичий монастырь
Часть 4. Новоспасский монастырь
Часть 5. Спасо-Андроников монастырь