Легенда относит основание этого храма к 8 веку. Согласно ей в 711 г. священник по имени Токудо, служивший в храме Хаседера в Наре, повелел двум скульпторам вырезать из цельного куска камфарного дерева, спиленного неподалеку от храма, две 11-головые статуи Каннон. Когда работа была завершена, одну статую Токудо поставлена в своем храме, а другую бросил в море с молитвой о том, чтобы Каннон благословила то место, куда эта статуя будет вынесена волнами. Пятнадцатью годами позже статую обнаружил на полуострове Миура, недалеко от Камакуры, придворный аристократ, принадлежавший к императорскому клану Фудзивара, Фусасаки. По преданию, именно он перевез эту статую на то место, где по сей день находится камакурский храм Хаседера.
Историки не разделяют такую легендарную версию происхождения храма, поскольку принято считать, что культ Каннон (Авалкитешвары или Гуан-инь) был принесен в Японию в период Хэйан (794-1185 г.г.). Больше того, храм не упоминается в официальных хрониках камакурского сегуната. Однако из надписи 1264 г., сделанной на храмовом колоколе, можно заключить, что храм существовал в поздний период Камакура.
Точно неизвестна и дата сооружения находящейся в храме 9-метовой статуи Каннон. Известно лишь, что во время правления первого сегуна периода Муромати Такаудзи Асикаги в 1342 г. статуя была покрыта позолотой, а в 1392 г. статуя получила золотой нимб, который реставрировался в 1485 г.
Помимо Каннон в Хаседера почитается и будда Амида Ниорай (в Индии его называют Амитаба), покровитель Западного рая, учитель Каннон. Кстати говоря, именно этого будду изображает огромное изваяние в Котоку-ин. Статую же Амиды в Хаседера, по легенде, установил Ёритомо Минамото, когда ему исполнилось 42 года. Этот возраст считается для мужчин несчастливым, и сегун хотел таким образом завоевать благосклонность небес. Но хроники снова относят создание этой статуи к более поздним временам — к периоду Муромати (1333-1568 гг.).
Дзизо — другой бодисаттва, почитаемый в Хаседера. Как и Каннон, при переселении в Японию, Дзизо претерпел изменение пола. Если изначально в Индии это женщина по имени Кситигарба, то в Японии Дзизо чаще всего мужчина. Считается защитником детей, покровителем беременных женщин, путешественников и пожарных, властелином шести стадий реинкарнации, в связи с чем способен сокращать продолжительность адских страданий. Одна из особенностей почитания Дзизо в Японии выражается в том, что он является покровителем душ детей, умерших вследствии преждевременых родов, абортов и рожденных мертвыми. По поверьям секты Дзёдо, души этих детей направляются в ад, поскольку они причинили горе родителям. Дзизо выступает их защитником.
Так выглядит территория храма от входа:
Ворота в храм
Такие маленькие статуэтки Дзизо приносят ему в дар родители, дети которых умерли недоношенными или родились мертвыми:
А это Дзизо крупным планом:
Статуя Амиды Ниорай. Табличку о том, что фотографировать запрещено, я увидел уже после того, как сделал снимок.
Надеюсь, служители храма меня простят.
Слева и справа от статуи Амиды — изваяния его учеников — бодисаттв Сейси (Махаштамапрапта) и Мироку (Майтрейя)
Что это за статуя, мне установить не удалось, но все равно красиво:
Это главное здание храма, вход в Каннон-до — зал, где находится большая статуя 11-головой Каннон:
Это, скорее всего, Каннон в облике покровительницы детей, но доподлинно мне тоже неизвестно:
Небольшой алтарь синтоистскому богу риса и урожая Инари.
Надеюсь в свое время рассказать об этом боге подробнее
Свастика – древний символ солнца. В Японии ею на картах и схемах отмечают буддийские храмы:
И, наконец, просто фрагмент территории храма: