Куклия. Кипр, о котором не рассказывают гиды

Побывали мы наконец-то в той самой Куклии под Пафосом. Поглядели на тот самый саркофаг и на «музей» Храма Афродиты, или Храма ста комнат. Зрелище просто удручающее. Как я раньше писал — античные развалины развалены до самого основания. Со времён угасания культа это место всегда служило просто карьером для добычи обработанного камня. Куски мозаик, фундаменты, какие-то непонятные камни. Детали постройки, которые никто не успел стащить и которые носят на себе явные следы обработки, аккуратно выложены в два ряда. Над одним даже навес. Равнинная местность, заросшая бурьяном и огороженная проволочным забором. С востока за забором убогая приземистая православная церквушка, как раз из камней распутного капища язычников и построенная. Южнее к месту примыкает нечто вроде средневековой корчмы или мини-форта — квадратное строение с двориком внутри. Через сводчатую арку ворот попадаем во внутренний двор. Слева открыты три двери: одна ведёт в пустой зал, другая — в малый зал с культовым камнем, третья — в зал побольше с саркофагом.

И ЭТО ВСЁ!!! Плюс ко всему фотографирование запрещено!.. Возмутительное безразличие к собственной эллинистической истории.

Охранник, следящий за тем чтобы никто не фотографировал, кое что нам всё-таки рассказал. Говорит, что нашли этот самый саркофаг при строительстве дома неподалёку. Мужик копал котлован и нашёл гробницу. Клянётся, что сразу позвал археологов и что саркофаг был не то что пуст, даже чист. Археологи ему, как водится, не верят и следят за ним через местную полицию. От себя добавлю: зная методы туземных полицейских, можно быть уверенным — даже если мужик врёт, никто никогда его не поймает. И все находки, которые он, возможно, «присвоил с целью наживы», рано или поздно всплывут, но уже не на Кипре.

Охранник говорит, что тут вокруг вся земля буквально напичкана захоронениями и всякими разными местами, интересными для археологов. Раскопки ведутся постоянно. Этот самый музейный форт до потолка забит различными находками, в том числе и золотыми, но выставлять их негде. Денег на музей правительcтво не выделяет. Мрак… Сто километров на север — турки не только деньги нашли на всё, но ещё и зарабатывают на этом. А эти даже фотографировать не дают.

О саркофаге: прямоугольная коробка, выдолбленная из цельного куска местного мелкозернистого плотного песчаника. Длина около 1,7 м, сечение 80х80 см.

Крышка из того же материала расколота пополам. Ей попытались придать сверху закруглённую форму. Старались изо всех сил. Получилось коряво. Но соответствует технологиям того времени. Равно, как и точность обработки самого саркофага.

Краски говорят сохранились ещё те… Собственно, различимы два цвета: буро-красный (вроде, как рисовали марганцовкой) и пёстро-зелёный (вроде, как рисовали зелёнкой). Слека подрисованы детали орнаментов и сцен.

Сцены отражают следующее — (с торца по часовой стрелке):

1. («торец») маленький мужичок тащит на себе какого-то громилу, одетого в шкуру, перекинув его через плечо.

2. («сторона» справа) прислонившись к стене, сидит Циклоп, вытянув руки вперёд, а по направлению к нему идут овцы с Одиссеем и его друзьями под животами.

3. («торец») огромный кабан сражается со львом, причём лев явно уступает ему в габаритах.

4. («сторона» слева) дерево, под ним какой-то древний грек что-то делает со своей телегой. а с правой стороны по направлению к нему несутся три колесницы с воинами в характерных боевых шлемах эллинов.

По периметру у верхней кромки идёт незатейливый орнамент египетского мотива, по низу то же, но греческого мотива. Рельефность сцен и орнамента до 5 мм. Рисунок плоский по типу египетского, но гораздо менее профессиональный, что-ли… Вроде детского.

Охранник говорит, что датировали это произведение похоронного бюро древнего Кипра пятисотыми годами до нашей эры. А не разрешают фотографировать потому, что «люди потом публикуют эти снимки в газетах и интернете и пишут в коментариях неправильные и глупые вещи» (конец цитаты)… Я был сражен наповал этой дебильной логикой. Нет слов!

 

Фрагменты пола «Дома Леды»

Дом назван так потому, что на мозаике (2-3 вв. н.э.) изображён мифический сюжет, как Леда предается любовным играм с самим Зевсом, спустившимся к ней в образе птицы, похожей на аиста. Может, в этой басне и лежат корни наших поверий, что детей приносят аисты?..

Это копия, оригинал же экспонируется в музее.

Фрагменты пола «Дома Леды»

Из окон «Дома Леды» некогда открывался весьма живописный вид на море и храм.
Уцелевшие детали мозаичных полов «Дома Леды»
Уцелевшие детали мозаичных полов «Дома Леды»
Уцелевшие детали мозаичных полов «Дома Леды»

Фрагмент стены.

На заднем плане то самое произведение христианской архитектуры, построенное из камней храма Афродиты.

Остатки стен.

Фундаменты какой-то многокомнатной постройки. Это место ещё называлось «Храм ста комнат». Служение культу Афродиты происходило самым простым и незатейливым образом — жрицы предавались любви с посетителями храма в стенах этих комнат. Во имя богини, а не наживы. Ещё тут проходили мистерии и праздники с шествиями и выступлениями артистов. Весёлое было место. И очень во всём древнем мире известное.

Угасание и забвение пришло сюда в период византийского правления. Тогда на остров хлынули в числе прочих новшеств и лицемеры в рясах, сокрушая древние «языческие» культы. Всё, что было связано с богиней красоты, было объявлено развратом и происками сатаны. Из эллинистического и самобытного Кипр превратился в «оплот христианства у самых границ мусульманского мира». Это предопределило судьбу острова на долгие годы. Незавидную судьбу терзаемой вечными войнами окраины.

Всегда грустно думать об упущенных возможностях. Уж лучше бы древние киприоты продолжали бы заниматься «распутством» в ста комнатах, храня наследие эпохи эллинизма, чем медленно угасали, веками сражаясь с разнообразными захватчиками…

«Бережно хранимые» уцелевшие детали постройки.

Резные колонны, фризы и прочее из песчаника, серого белого и красного мрамора.

Наверное, храм был божественно красив. К сожалению, никаких свидетельств о его внешнем виде, кроме устных, не сохранилось.

Вход в «музей».

В разные времена эта постройка служила резиденцией правителей области, военным фортом, складом сахара.

Теперь вот здесь склад всего того, что ещё находят в окрестностях археологи. Через некоторые окошки можно увидеть стеллажи, забитые до потолка древней керамикой.

Ещё говорят, что тут даже часть золота с раскопок хранится. Ждёт отправки в гос.хран. в Никосию.

Но посмотреть на это нельзя почему-то…

Каменная ванна. Наверное, для омовений между богослужениями Афродите, а возможно, и во время того… Гигиена в этом сугубо религиозном вопросе прежде всего!

Ещё один «шпионский снимок» в малом зале.

Хорошо видна в числе прочих экспонатов и двуязычная надпись про то, что «фотографировать низззя!!!».

А я всё-таки сфотографировал и теперь для завершения ужасного преступления перед исторической наукой Кипра опубликовал это и придумал «неправильные и глупые комментарии». Ревнители мне этого не простят…

«Музей» хорошо видно с дороги, мимо не проедешь.

Добро пожаловать…

Путешествия Нового Геродота © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.