Итальянская мозаика. Один день в Помпеях

Помпеи — город мертвых с годовым бюджетом в более чем $3 млн., известный своей «жизнью после смерти» в 79 году н.э. Город без населения, который в год посещают почти 2 млн туристов, — полторы тысячи зданий, в которых никто не обитает, но которые сейчас интереснее, чем до своего разрушения.

В коротком очерке невозможно рассказать все, что я знаю о Помпеях. Да это и не нужно, ибо есть сайт «Помпеи: шаг за шагом».

Как в любом живом городе, дома в Помпеях имеют адреса, правда, здешняя система обходится без упоминания улицы, тем не менее, найти дом на плане по его цифровому обозначению не составит труда. Множество домов имеют названия собственные, а к особо известным ведут указатели. Мраморные таблички для удобства туристов: номер района (например, Regio VI) — табличка побольше, номер дома — поменьше. Впрочем, все улицы и переулки тоже имеют названия. Камни на проезжей части — древнеримские «зебры» для пешеходов, не ходить же по щиколотку в грязи по мостовой в дождь.

 

Общественные места города

Колоннада Гражданского форума — сердца города. Она неплохо сохранилась, а что упало перед извержением, валялось рядом. В задачу археологов не входило выстроить ее заново, поэтому части архитрава лежат не на колоннах, а между ними. Реконструированные части — навязчиво-белого цвета.

Холиторий — место для торговли зерном и сушеными бобами — на форуме превращен в склад археологического материала. Чего здесь только нет: керамические сосуды разных форм и размеров, архитектурные детали, металлические части мебели, гипсовые отливки погибших помпейцев…

Центральные термы обещали быть самыми шикарными в городе — они занимали всю инсулу и имели выходы на все четыре ее стороны. Огромных размеров спортивный зал, как мы сейчас назвали бы гимнасий, занимал бОльшую их часть. Термы начали строить после землетрясения 62 года н.э., но не успели закончить к извержению Везувия.

Увеселительные заведения Помпей очень неплохо сохранились и позволяют вычислить примерное количество жителей города, исходя из их культурных потребностей.

Амфитеатр для гладиаторских боев рассчитан на 20 тысяч мест — это больше населения Помпей: сюда приезжали из близлежащих деревушек, а также из соседних городков — Нуцерии и Нолы. Бои устраивались на деньги городских магистратов и проводились в течение целой недели. Соперничество болельщиков гладиаторов нередко переходило в крайние формы, что в 59 г. н.э. кончилось для помпейского амфитеатра плачевно — знаменитое побоище помпейцев и нуцерийцев привело к его закрытию постановлением сената на 10 лет.

Как и амфитеатр, Большой (в противопоставление Одеону — крытому «малому» театру) театр был открытым и вмещал примерно 5 тысяч человек. Помпейцы театр любили, и это отношение зафиксировали в изобразительном и декоративном искусстве: фрески и мозаики с изображением масок, театрального реквизита и сценок были очень популярны среди всех слоев населения. Театр и сейчас, если настелить пол сцены и сидения (а опоры для них сделаны заново), может использоваться по прямому назначению.

Развитая система «фастфуда» опутывала своими заведениями весь город. Небольшие помещения с прилавком, в котором утоплены постоянно подогреваемые глиняные горшки с едой, встречались во всех районах города, как аристократических, там и попроще. Что, впрочем, закономерно, — «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда».

Кстати, о любви. Помпеи — город портовый, торговый, и необходимость в ее продажном варианте была здесь весьма насущна. Ну, а если есть спрос, то за предложением дело не станет. По археологическим данным, в городе действовало не менее 40 точно установленных заведений (включая гостиницы и точки общепита), оказывавших услуги определенного профиля: от каморок, вмещавших лишь каменную койку, до двухэтажного здания, полностью занятого борделем. Особенно умиляют фрески над комнатками — так сказать, полный ассортимент услуг в картинках.

 

Частная жизнь горожан

Сохранившиеся лестницы указывают на гипотетические верхние этажи домов, обвалившиеся вследствие извержения или неумелых раскопок. Но есть и дополнительные указания на многоэтажность.

Единственный дом в городе с таким немыслимым количеством колонн в атрии — 16 по центру и 4 по сторонам, не считая пилястр.

Освещение в домах днем исключительно естественное, поэтому иногда темнота дома преподносит сюрпризы. Щелкаешь в полутьме вестибула вспышкой, а потом на фотографии видишь фреску.

Фонтаны часто использовались для украшения виридариев — внутренних двориков больших домов.

Большие поместья могли занимать по кварталу и включать в себя не маленький виридарий, а огромный сад, а то и два, с бассейнами, фонтанами, беседками и прочей ландшафтной роскошью. Некоторые древнеримские парковые излишества археологи восстановили, как смогли.

Нередко с переменой хозяина шикарная усадьба превращалась в комбинат по оказанию каких-либо бытовых услуг, сохраняя строение жилого дома. Например, в этой сукновальне имплювий в атрии превращен в ванну для стирки.

Сохранившиеся на месте фрески закрывают защитными экранами — и от непогоды, и от туристов. Чаще всего это или уличные общественные алтари и изображения богов, или предвыборные лозунги. Немалая часть уличных граффити — записки из серии «Здесь был Вася» или «Колян — дурак».

Покидала Помпеи я через Морские ворота, самые поздние из семи дошедших до нас городских ворот. Мощные и строгие, по форме напоминающие бастион, они, несомненно, производили впечатление на прибывающих в Помпеи с этой стороны, от порта на Сарно. Встречу с городом в древности можно было отсрочить, посетив расположенные слева от ворот Пригородные термы — огромный банный комплекс с традиционным борделем на втором этаже.

Юлли Улетова

 

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.