Итальянская мозаика. Краешек Неаполя

Неаполь — город насквозь мифологичный и противоречивый. Взять хотя бы название греческой колонии, на месте которой он основан, — Партенопея. Так звали сирену из греческих мифов, ту, что известна из мифов о Геракле и Одиссее. После визита последнего тело несчастной нашли как раз на побережье Неаполитанского залива. Сейчас о ней напоминает название набережной — Via Partenope — в портовом районе города Санта Лючии.

Самый итальянский город Италии вошел в ее состав только в 1860 году, а до этого был столицей Неаполитанского королевства, затем королевства Обеих Сицилий и даже непрочной Партенопейской республики. Он и теперь столица — благословенной Кампании. А королями итальянского Неаполя почему-то были представители испанских и французских династий.

Кстати, Неаполь — третий по величине город Италии после Рима и Милана и самый крупный город южной Италии. Здесь находится самый большой итальянский оперный театр, к тому же построенный на 40 лет раньше знаменитого Ла Скала, — Сан Карло.

Мало кто знает, что в этом городе находятся еще одни «кони Клодта». Да-да, те самые, с Аничкова моста в Питере. В 1846 году Николай I подарил две бронзовых «левобережных» пары королю Обеих Сицилий Фердинанду II. Теперь эти великолепные скульптуры украшают ворота королевской резиденции (построенной Доменико Фонтана, «открывшим» Помпеи). И этот факт мне, как петербурженке, особенно приятен.

Сицилийская мафия — Cosa Nostra — своей известностью затмевает мафию неаполитанскую — Camorra. И хотя последняя по объему доходов и влиянию в Италии лишь на третьем месте (после ндрангеты и коза ностры), тем не менее, считается самой кровавой — на ее долю официально приходится более половины убийств, совершенных членами преступных кланов. Чем только не занимается каморра в Неаполе помимо «настоящих мафиозных дел» — и мусор вывозит, и радиостанцию содержит, а также подвизается в коммерции, строительстве и бытовых услугах. Однако не чужда каморра и прекрасному — ее очень занимает доход известной итальянской археологической достопримечательности Помпей.

Миф о жизнелюбии неаполитанцев старательно поддерживается этими самыми неаполитанцами — улицы города полны улыбками и громкими радостными разговорами. Однако держите крепче свою сумку — проезжающий мимо на мопеде улыбчивый горожанин может запросто выдернуть ее из ваших рук, себе на память.

Впрочем, за Карузо и Софи Лорен этому городу можно простить и воришек (к тому же власти стараются и в этом направлении, например, знаменитая программа «Туристы вне опасности»).

Мой Неаполь — это лишь полчаса по дороге из Помпей в Рим.


Обычный доминирующий элемент пейзажа — Везувий. Тихий такой, живописный, но не будем забывать о судьбе Помпей. Верхняя часть вулкана — теперь национальный парк, а ниже расположены тысячи частных хозяйств. Надо думать, археологи будущего без работы не останутся, ибо Везувий не умер, а только спит.


Piazza Plebiscito — большая площадь, которую Иоахим Мюрат, неаполитанский король с легкой руки Наполеона, задумал как форум собственного имени в древнеримском стиле. Не успел. Зато на пьяцца Плебисцито теперь, благодаря вернувшемуся в 1815 году Фердинанду IV, стоит базилика св. Франциска Паоланского (покровителя Калабрии, откуда происходили неаполитанские Бурбоны) — не поверите, в благодарность Богу за избавление королевства от узурпатора (то есть, Мюрата).

Кастель Нуово и Сан Франческо ди Паола из космоса

Сан Франческо ди Паола, очень похожая на римский Пантеон, построена в неоклассическом стиле. Фронтон базилики украшают три статуи — самого Франциска Паоланского, св. Фердинанда Кастильского и Веры. Дорическая колоннада храма охватывает часть пьяццы, а две статуи (правда, конные — Карла III Бурбона и Фердинанда I) у фасада дополняют сходство с ватиканской площадью святого Петра. Название площадь получила в честь референдума 1860 года, по которому королевство Обеих Сицилий вошло в состав Италии.

Недалеко от Сан Франческо ди Паола находится Новый замок — Кастель Нуово. Возвел эту крепость Карл I Анжуйский в 1279-1282 гг., за что она получила прозвище Маскьо Анджоино (Maschio Angioino) — «Анжуйский муж».

Кастель Нуово стоит у самой набережной Неаполитанского залива, являясь одной из «торговых марок» Неаполя, однако и со стороны пьяцца Муничипио (piazza Municipio) он выглядит весьма внушительно.

Замок выстроен в форме неправильной трапеции, укрепленной на углах мощными башнями. Между Средней и Сторожевой башнями главного фасада (третья называется Георгиевской) находится один из великолепных образцов неаполитанского Ренессанса.

Белоснежная триумфальная арка была выстроена в 1443 году в честь воцарения в Неаполе короля Альфонса I Арагонского. Четыре коринфских колонны нижнего яруса обрамляют барельеф «Альфонс со свитой», второй ярус украшает рельефный фриз «Триумфальный вход Альфонса в Неаполь». На третьем ярусе располагается еще одна арка с ионическими колоннами, а на четвертом — четыре ниши со статуями Умеренности, Силы, Справедливости и Милосердия. Завершает все это великолепие полуциркульный фронтон с аллегорическими фигурами двух рек, а фронтон, в свою очередь, венчает статуя Архангела Михаила — покровителя христианских государей-воинов.

В последующее десятилетие Альфонс почти полностью перестроил анжуйский замок, что, впрочем, лишь добавило тому блеска и славы.

В дальнейшем Кастель Нуово пережил не одну реконструкцию, однако в начале XX века в результате реставрации ему был возвращен облик XV века.

Заворачиваем за угол Новой крепости, и — прощай, Неаполь!

Юлли Улетова

 

Путешествия Нового Геродота © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.